Абстрактное искусство – наименее любимое в России художественное течение. С советских времён вокруг него создавался ореол «непонятного антискусства», а многие и по сей день считают, что художники – абстракционисты были шарлатанами, совершенно не умевшими рисовать. Что же такое абстракционизм, и какой смысл вкладывали художники в свои странные картины?
Абстрактное искусство фактически не имеет единого основателя. Абстракционизм был «открыт» несколько десятков раз и каждый художник от Кандинского до Люциана Грибкова и Джексона Поллока основывал своё течение в этом разнообразном искусстве. Имеет смысл рассматривать абстрактное искусство через призму убеждений и мировоззрения его основных представителей.
Почему художники перешли к абстракции
В начале двадцатого века в художественных кругах появились первые мысли о том, что в картине важно не только точное изображение действительности, но и чувства и ощущения от них. Первыми эту идею выдвинули импрессионисты, добавив картинам лёгкость и прозрачность «мимолётного впечатления» за счёт крупных мазков и размытости деталей.
Постимпрессионисты, и в особенности фовисты, в своих работах порой использовали искажённый или сильно преувеличенный колорит для передачи чувств. Вскоре индивидуальность художников стала превалировать над реальностью, и от её изображения отказались, тем более, что в условиях развития фотографии реалистичные картины становились всё менее востребованными. Конечно, художники советского института дизайна ВХУТЕМАС и немецкой школы Баухауз учились рисовать реалистично, и большинство художников прошло через этап если не строгого реализма, то по крайней мере, импрессионизма.
Основные представители стиля и их идеи
Одним из первых абстракционистов был русский художник Василий Кандинский. Особенностью картин Кандинского являются свободные аморфные разноцветные формы. Главное в данном искусстве – ритм. Сам Кандинский был синестетом (явление, при котором одно из чувств аномально влияет на другое, к примеру, слух на зрение). Многие эксперты считают, что Кандинский «видел» звуки в виде цветных фигур и волн. Эта особенность восприятия художника была идеальна для выражения достаточно древнего мотива – изображения музыкальных ритмов с помощью живописи. Этот мотив также можно встретить в произведениях литовского живописца Микалоюса Чюрлёниса, а также в работах художника середины 20-го века Нормана Льюиса. В каждой картине Кандинского зашифрована определённая мелодия, которая читается за счёт композиции картины. Изображение музыки было частью популярной среди художников конца 19-го – начала 20-го века мысли о синтезе искусств, то есть о взаимопроникновении приёмов разных сфер искусства друг в друга.
Самым известным абстракционистом был Казимир Малевич. Художник создал оригинальную и сложную философию, но, если объяснять его картины простым языком, то картины художника изображают как идеальный нематериальный мир, так и бескрайние просторы Вселенной. Вместо планет – геометрические тела, висящие и летящие свободно в безвоздушном пространстве. В некоторых случаях фигуры Малевича являются не абстрактными формами, а мечтательными фантастическими проектами земных зданий и даже космических баз будущего, построенных из комбинаций геометрических форм.
Ещё один оригинальный метод в искусстве разработал советский художник Ларионов. Его способ передачи действительности заключается в изображении не предметов, а идущего от них отражённого света. При всей странности такой формулировки, она выражает реальный закон физики. Глаз человека действительно видит свет, отражённый от поверхностей, имеющих молекулярную структуру, которая поглощают и отражают определённые цветные части видимого спектра световых волн. Свой стиль Ларионов называл Лучизмом. Внешний облик картин в этом стиле представляет собой рисунок разноцветных лучей. Похожий принцип используют супруги Софья и Робер Делоне. Их картины в стиле орфизма или орфического кубизма не всегда полностью абстрактны. В них цветные, похожие на калейдоскоп узоры соседствуют с образами реального мира. Целью супругов Делоне также было изображение живого, переливающегося цветного света разных оттенков.
Делоне. Серия Париж — Эйфелева башня⬇️
Важной вехой в истории абстракционизма был абстрактный экспрессионизм. Этот стиль ставил цель освободить творчество от сознания, сделать его максимально спонтанным и свободным. Картины были чистой импровизацией, основанной на чувствах, и создавались произвольно без законов и размышлений. Схожие методы использовали ташизм и абстрактный сюрреализм Аршила Горки. При этом важность придавалась не только самой картине, но и процессу её написания, «художественному жесту».
Существует множество других стилей и подходов в абстрактном искусстве. В любом случае следует подчеркнуть, что абстрактное искусство имеет свои идеи и смысл, который можно понять, но это возможно только если глубоко и всесторонне изучить основные проблемы искусства.