Октябрьские события 1917 года повлияли не только на уклад жизни и мышление русских, но и привели к формированию новых идеалов и ценностей в культуре, искусстве, живописи страны. Живописные произведения меньше всего подверглись пропаганде и даже новое авангардное направление в основной мере не избежало старых традиций.
Это было время, когда художники работали в полную силу, объединяясь в разные модные художественные группировки, творя на руинах страны.
Некоторые из живописцев работали на два фронта. Они писали показушные портреты вождей революции, счастливых работников колхозов и фабрик, в общем, картины идеологического содержания. А вот приходя в свою комнатушку-студию в коммуналке, закрывши дверь на несколько замков, создавались картины, которые власти считали антинародными, без надуманности изображая темы более правдивые.
Юрий Кугач
Заслуженный художник СССР и РФ, лауреат Сталинской премии, обласканный советской властью художник Юрий Петрович Кугач писал пронзительные сюжеты, посвящённые победе в ВОВ, русскому крестьянскому быту и пейзажные композиции.
Язык искусства должен быть прекрасен, как прекрасна жизнь… Красота создана природой задолго до человека и задача художника благоговейно передать её зрителю… Искусство в том и состоит, чтобы при помощи образа знакомой, понятной действительности вызвать у зрителя вспышку чувств, которые становятся причиной возникновения глубоких мыслей. В этом вся суть искусства.
После падения советского режима зрителю были представлены совсем иные сюжеты, созданные Юрием. На картинах убедительно — зримо показана идея несправедливости по отношению к кулакам и чекисты, расселявшие по колхозам целые деревни.
Противоречивая картина «Селькор» Кугача сегодня вызывает множество споров. Одни пишут, что она рассказывает о доносчике, которого подстерегают деревенские мужики. Другие же утверждают, что это корреспондент деревенской газеты, который довольный вышагивает, неся новый материал для издания.
Конечно, второй вариант является более достоверным. Тут и название говорит само за себя — селькорами называли сельских корреспондентов. Плюс на парне надета будёновка, которую носили примерно до середины 20-х годов. Доносы же начали строчить все кому не лень только в 30 — 40 годы.
Игорь Обросов
Игорь Обросов — яркий представитель «сурового стиля» в советской живописи. Художник написал целую серию картин, посвящённую сталинским репрессиям, так как они не обошли стороной его семью. Дело в том, что отцом Игоря был организатор здравоохранения и врач-хирург Обросов Павел Николаевич. За ним пришли 27 июля 1937 года, обвинив в провокационной деятельности. В 1938 он был приговорён к высшей мере. Реабилитировали его только в 1955 году.
Картины Обросова отражают всю холодную, тёмную атмосферу периода 1930 — 1940 гг. Работы выполнены в активном чёрном цвете, которые показывают страхи, привычку верить пропаганде, людей, знающих, что за ними придут, минуты ожидания и стук в дверь…
В шестидесятые годы творчество Игоря Обросова приобрело более лояльный характер. Он стал больше времени уделять написанию спокойных, минималистичных натюрмортов и пейзажей, но в них также зритель не увидит ярких красок.