Авиньонские девицы Пабло Пикассо — уродство или новое направление в искусстве
Картина была написана Пабло Пикассо в 1907 году, но только через 32 года ее приобрел Нью-Йоркский музей современного искусства. Произведение было слишком новаторским, и потребовалось время, чтобы его понять.
Большая картина, на которой изображены 5 женщин, словно вырубленные топором из дерева, произвела на всех негативное впечатление. Идея ее написания возникла у Пикассо после посещения квартала Авиньо в Барселоне, где он увидел стоящих у публичного дома девушек. Но всех шокировала даже не тема картины, а исполнение замысла. Пять проституток, чьи фигуры напоминают доски, перед наполовину прикрытой шторой, и в нижней части картины изображен натюрморт из плодов.
Картина писалась в два этапа. Каждый этап работ занял приблизительно по полгода. Сначала были написаны три центральные фигуры, выполненные в стиле произведений иберийской скульптуры. Характерными чертами тут являются тяжелые подбородки, выпученные глаза, угрожающе глядящие на зрителей, огромные уши. Отбросив в сторону все правила живописи, Пикассо создавал их тела, фиксируя угловатость коленей и груди.
Увидев начальный вариант работы писатель Гертруда Стайн сказала, что картина — уродство, но из этого уродства может родиться новый образ.
Персонажи правой стороны картины, которые писались на втором этапе, выполнены в еще более странном стиле. Штрихи, полосы, надрезы, неодинаковые узкие глаза. Сидящая проститутка изображена в таком ракурсе, что напоминает скорее монстра, чем человека. В изображениях лиц прослеживается явное влияние Африки. Маски африканских племен, используемые для обрядовых танцев, являются такими же колдовскими атрибутами, как Авиньонские девицы у Пикассо.
В преддверие кубизма
Все свои произведения Пикассо предварял эскизами. И Авиньонские девицы тоже сопровождались множеством обнаженных эскизов, выполненных очень быстро и на основе непосредственного впечатления. Пикассо как будто хотел запечатлеть негроидный тип женщины.
Этюды, с которых обычно начинается картина, должны подготовить основной сюжет. Пикассо был очень опытен в выполнении этюдов. Но в случае с Авиньонскими девицами этюды должны были не “сцементировать” картину, а наоборот, потрясти, разрезать ее.
Говорят, что на картину Пикассо большое влияние оказала картина Сезанна “Большие купальщицы”. В пространстве этой картины за купанием изображена мощная нагота. Есть фотография, где Сезанн стоит перед одной из версий картины таким образом, то его голова закрывает центр. И на самой картине видны не десяток, а пять купальщиц. Справа и слева от Сезанна открытыми взору остаются две боковые группы купальщиц. часть из которых сидит на корточках, а часть стоит с сомкнутыми над головой руками, что напоминает девиц Пикассо. Также, если взять картину Сезанна без центральной части, то соединение боковин как раз и даст прямоугольный формат, который наблюдается на картине Пикассо.
Картина подверглась резкому осуждению со стороны знакомых художника, но особо прозорливые увидели в ней начало нового пути в живописи. Объекты и персонажи перестают быть главными элементами картины. Теперь ими становятся знаки. Авиньонские картины стали предвестниками кубизма, который заявит о себе через год после того, как полотно увидело свет. И кубизм произведет революцию в живописи.