Главные берегини славян
Девана
Девана - богиня охоты в славянской мифологии, супруга лесного бога Святобора. Девану представляли как прекрасную женщину, одетую в роскошную кунью с белчьим оторочком, с луком и натянутыми стрелами. Вместо верхней одежды она носила медвежью шкуру, а голова медведя служила ей шапкой. У ее ног лежали рогатина и нож - символы охоты. Девана заботилась о лесных зверях, учила их избегать опасности и выживать в суровые зимы. Охотники и звероловы почитали Девану, просили ее о помощи и удаче, а в знак благодарности приносили часть своей добычи в ее святилище. Она являлась источником удачи для охотников, помогая им покорять медведей и волков. Интересно отметить, что пристрастие Деваны к охоте в лунные ночи отчасти напоминает греческую богиню охоты Артемиду.
Доля и Недоля
Доля и Недоля - богини судьбы и удачи в славянской мифологии. Даже на декоративных украшениях православных храмов можно найти изображения двух рожаниц - счастливой Доли и несчастной Недоли (например, Храм Спаса на Ильине в Великом Новгороде). Интересно отметить, что русское слово "Бог" родственно индийскому "bhagas", где "bhag" означает "делить". Это означает, что Бог - высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами и счастьем. Слова "богатый" (на санскрите "бхагават") и "богатырь" имеют смысл: бог одарил их благополучием или силой. С другой стороны, отрицательная частица указывает на то, что бог не подарил счастья этому человеку, и поэтому он становится "убогим" (бедным, больным, слепым, калекой), "небогой" (бедняком, сиротой) или даже "небожчиком" (покойником).
Жива
Жива, или Живана, в славянской мифологии олицетворяет плодородную силу, юность и красоту природы и человека - то есть весну. Некоторые верили, что она является матерью Перуна, Бодана и Пекленца - покровителей адского пламени. Жива проявляет свою власть, когда поля и леса зеленеют и расцветают, когда сады и огороды оживают. Весной люди, проснувшись от зимнего сна, впервые видят красоту весенней природы, они познают прелесть молодости, любви и нежности. Именно весной можно увидеть Живу или ее молоденьких прислужниц, Живиц. Они предстают перед нами в образе прекрасных дев, парящих над землей и бросающих на нее ласковые взгляды. Их присутствие заставляет природу еще ярче цвести и зеленеть.
Лада
Лада, славянская богиня любви и красоты, имеет особое значение для древних славян. Ее имя не только олицетворяет божественную любовь, но и обозначает гармонию и порядок в жизни - лад, где все должно быть хорошо. Важно, чтобы все люди умели ладить друг с другом. В древности жена называла своего любимого "ладо", а он ее - "ладушкой". Когда люди принимали важное решение или заключали сделку, они говорили "лады". В древности "ладником" называли уговор о приданом, а "лады" соответствовали помолвке. "Ладило" было сватом, а "ладканя" - свадебной песней. Даже оладьи, которые пекли весной в знак возрождения жизни, имеют связь с этим же корнем. Они символизировали плодородие и радость, связанные с возвращением жизни после зимы.
Леля
В славянской мифологии существует образ прекрасной богини весны по имени Леля, или Ляля. Она является дочерью богини красоты, любви и плодородия - Лады. Леля тесно связана с весенним возрождением природы и началом полевых работ, воплощая собой символ пробуждения природы после зимней спячки. Леля изображалась в виде молодой, красивой, стройной и высокой девушки, воплощающей всю свежесть и нежность весеннего времени. Борис Рыбаков, известный ученый, полагает, что на Збручском идоле изображена вторая богиня, держащая в правой руке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Ученый сравнивает эту пару с Латоной и Артемидой, а также с роженицами в славянской мифологии. На русских вышивках иногда можно увидеть изображение двух всадниц, за спиной которых расположена соха. Рыбаков связывает эти изображения с Ладой и Лелей, а также с Макошью, символизирующей материнство и плодородие.
Макошь
Макошь, великая богиня в славянской мифологии, олицетворяет плодородие и судьбу. Она является богиней магии и волшебства, а также супругой Велеса. В некоторых источниках она известна как Яга. Макошь является хозяйкой живой природы, защитницей и покровительницей всех женщин. Верования связывают Макошь с плодородием и судьбой. Она является старшей из богинь прях судьбы и покровительницей женских рукоделий на Земле. Макошь бережно следит за женским плодородием, урожайностью и достатком в доме. Ее образ можно сравнить с древнегреческими Мойрами - прядильщицами судьбы, а также с германскими Норнами и Фригг - женой Одина, которые также связаны с пряжей и судьбой. Верования говорят о том, что Макошь ткает Пряжу Судеб, а помогают ей Богини Доля и Недоля. Они связывают человека с плодами его трудов, определяя хорошую или плохую судьбу. Макошь тесно связана с Землей, что делает ее культ близким к культу Матери Сырой Земли. Она также связана с Водой, которая является материнской и жизнезарождающей средой. Макошь - богиня плодородия и матери урожаев. Ей посвящено 12 годовых праздников, и иногда она изображается с рогами, что связывает ее культ с лунным культом (в таком случае праздников может быть 13). В прошлом, народные праздники часто сопровождались ношением характерного женского рогатого головного убора. Макошь также упоминается в русских летописях и текстах, направленных против язычества.
Морана
Морана, также известная как Мара или Морена, является могучим и грозным божеством в славянской мифологии. Она символизирует Зиму и Смерть, является женой Кощея и дочерью Лады, а также сестрой Живы и Лели. В древности славяне считали Марану воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала по снегам, периодически навещая людей, чтобы совершить свои мрачные деяния. Имя Морана (Морена) имеет родственные связи со словами "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить" и "смерть". Легенды рассказывают, как Морана каждое утро с приспешниками пытается подстерегать и уничтожить Солнце, но каждый раз она отступает в ужасе перед его сияющей мощью и красотой. Символами Мораны являются Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, с помощью которого она отрезает Нити Жизни. Согласно Древним Сказам, владения Морены расположены за черной Рекой Смородиной, которая разделяет мир Яви от Нави. Через эту реку простирается Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
Мать Сыра Земля
Сыра Земля является важным божеством в славянской мифологии, существующим с самых древних времен. Для язычников, поклоняющихся природе, Земля представлялась живым существом, похожим на человека. Травы, цветы, кустарники и деревья воспринимались как ее пышные волосы, а каменные скалы считались ее костями (интересное созвучие слов «скала» и «скелет»). Корни деревьев, проникающие в землю, были воспринимаемы как жилы, а вода, вытекающая из недр земли, считалась ее кровью. Как живая женщина, Земля рождала земных существ, стонала от боли во время бури, гневалась, вызывая землетрясения, улыбалась под солнцем, даруя людям невероятную красоту. Земля засыпала зимой и пробуждалась весной, умирала от засухи и возрождалась после дождей. Как настоящая мать, Земля была всегда готова принять человека, обращающегося к ней в любое время своей жизни. Вспомните сказки: герой прикоснется к сырой земле и вновь обретет силы; он ударит землю копьем, и она поглотит ядовитую змеиную кровь, спасая жизни потерянных людей. Тот, кто не почитает Землю-кормилицу, не получит от нее хлеба, даже не насытится, а будет голоден. Тот, кто не поклонится Матери Сырой Земле, будет похоронен не легким пухом, а тяжелым камнем. Тот, кто не возьмет с собой горсть родной земли в дальний путь, никогда не увидит больше своей родины, верили наши предки.