В Москве XV столетия проживали не только бояре и казаки, которые стремились к богатству, но и люди, которым было важно обрести знания. Так как в то время единственной мыслью могла быть мысль церковная, то религиозные вопросы имели огромное значение. От того, к какой вере принадлежали люди, напрямую зависело их поведение.
Однако, в этот период на Русь начали проникать учения, внедрение которых подрывало не только православное государство, но и успело навредить католической Франции и мусульманскому миру. В нашей стране подобные учения стали называть ересями «жидовствующих». Их опасность хорошо понимали служители церкви, но у них не было однозначного мнения по поводу того, как именно с ними следует бороться. В это же время скончался Иван , и ситуация с религиозным вопросом обострилась ещё сильнее. Церковь разделилась на два противоборствующих лагеря: в первый входили иосифляне, а во второй — нестяжатели.
Нестяжателями называли себя сторонники Нила Сорского и Вассиана Патрикеева. Они считали, что убивать еретиков нельзя, поскольку Бог не желает их смерти. Церковь, согласно мнению нестяжателей, должна была наставлять их на путь истинный. Некоторые нестяжатели допускали возможность высылки еретиков за границу или изолировать от общества, но принуждение к покаянию через страх расправы считали неправильным.
Противоположное мнение имели иосифляне, выступавшие за сожжение упорствующих в ереси. Поскольку сторонники Иосифа Волоцкого победили в этом споре, вскоре Москва и Новгород стали местами массового сожжения еретиков. Также многих из них бросили в темницы.
Помимо спора о методах, которые следует применять в борьбе с ересями, иосифляне и нестяжатели имели разные взгляды на судьбу церковного имущества. Если первые стремились сохранить все богатства церкви, то вторые желали отдать их государству для того, чтобы Русь смогла укрепить свои границы.
Новым князем был избран Василий . Поскольку его жена, Соломония Сабурова не могла иметь детей, правитель развёлся с ней, и церковь не могла не вмешаться в дело о разводе. В то время считалось, что христианство запрещает разводиться, если женщина не имеет вины перед мужем. Нестяжатели резко осудили поступок Василия , которому не понравилось решение Вассиана.
Однако, конфликт между Василием и нестяжателями ещё не завершился. Вскоре в Москву прибыли независимые черниговские князья Шемячичи для переговоров. Несмотря на то, что у них была охранная грамота, князь Москвы посадил их в тюрьму. Вассиан Патрикеев снова счёл поступок Василия недостойным истинного христианина.
Он утверждал, что князь нарушил своё обещание гарантировать безопасность гостей. После этого, князю надоело прислушиваться к мнению главы нестяжателей. Вассиана сослали в иосифлянский монастырь на послушание, где он и скончался. Лишившись своего руководителя, нестяжатели потерпели поражение.