Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.
Боровиковский «Портрете графини А.И. Безбородко с дочерьми»
В «Портрете графини А.И. Безбородко с дочерьми» выражена нравственно-назидательная идея прочности кровного родства и семейных привязанностей. Мать и две нежно прильнувшие к ней дочери образуют монолитную группу. Младшая, Клеопатра, держит в руке миниатюрный портрет юноши, который на жемчужной нити носит на груди графиня Анна Ивановна. Это портрет умершего сына и брата, как бы незримо присутствующего в родной семье. Именно воспоминания о нем объединили трех женщин и создали атмосферу светлой элегической грусти.
Портрет свидетельствует о том, что Боровиковский очень чутко реагировал на смену стилей. К началу XIX века в русской живописи возобладал классицизм, с его четким рисунком, пластической лепкой форм и локальным цветом. Эти качества и проявились в данной работе. Легкие же ампирные платья героинь, локоны причесок сестер, модный чепец «барбета», украшающий голову матери, и, главное, грозовой пейзаж фона – уже предвосхищают эпоху раннего романтизма.
Боровиковский «Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой»
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой (1785–1814), дочери почетного гражданина Санкт-Петербурга, купца 1-й гильдии Апайщикова, относится к позднему периоду творчества художника. Изобразительный язык портрета отличается ясностью и лаконизмом. Фигура чеканным силуэтом вырисовывается на фоне стены. Художник мастерски объединяет отдельные цветовые пятна, приводя их к благородной гармонии. Неподвижная статная фигура княгини, ее чуть склоненная голова на высокой стройной шее, легкая сдержанная улыбка создают впечатление строгого и несколько холодного горделивого достоинства.
Боровиковский «Дарья Алексеевна Державина»
Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова, была второй женой государственного деятеля и виднейшего русского поэта XVIII века Г.Р.Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены. Ее сестра М.А.Дьякова была замужем за одним из самых ярких представителей русского Просовещения – Н.А.Львовым, другом В.Л.Боровиковского и Д.Г.Левицкого, неоднократно портретировавшего и самого Львова, и его жену. Д.А.Дьяковой было 28 лет, когда она вышла замуж. Ее мужу Г.Р.Державину к этому времени исполнилось 52 года, он находился в отставке. После свадьбы супруги приобрели стоящее на берегу реки Волхов имение Званка, на фоне которого Боровиковский и изобразил Д.А.Державину. Героиня портрета – светская дама, нарядно и по моде одетая. Художник представляет ее среди зелени парка. Жестом руки она предлагает зрителю взглянуть на прекрасную усадьбу, на великолепный дом, стоящий на высоком берегу реки. В портрете использован изобразительный язык позднего классицизма – яркий локальный колорит, жесткость контуров, четкая выписанность предметов.