«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» Айвазовский

Ис­то­рия боя бри­га с ту­рец­ки­ми ко­раб­ля­ми

На кар­ти­не изоб­ра­жён ис­то­ри­чес­кий эпи­зод по­беды рос­си­йс­ко­го бри­га «Мер­ку­рий» над пре­вос­хо­дя­щи­ми си­ла­ми ту­рец­кой эс­кадры во вре­мя пат­ру­ли­ро­ва­ния ту­рец­ко­го про­ли­ва Бос­фор в Чёр­ном мо­ре.
Собы­тия, изоб­ра­жённые на кар­ти­не, про­изош­ли 14 мая 1829 го­да, ког­да бриг «Мер­ку­рий» под ко­ман­до­ва­ни­ем ка­пи­тан-ле­йте­нан­та А. И. Ка­зар­ско­го из-за сла­бо­го вет­ра не смог уйти от по­го­ни и был нас­тиг­нут дву­мя самы­ми крупны­ми и бы­стро­ходны­ми ко­раб­ля­ми в ту­рец­кой эс­кад­ре. На од­ном из ту­рец­ких ко­раб­лей на­хо­дил­ся ад­ми­рал (ка­пу­дан-па­ша) ту­рец­ко­го фло­та и рос­си­йс­кий бриг был вы­нуж­ден всту­пить в бой, имея на бор­ту 18 ору­дий про­тив 200 ору­дий про­тив­ни­ка.


Ре­ше­ние всту­пить в бой бы­ло при­ня­то на офи­цер­ском со­ве­те и бы­ло под­дер­жа­но мат­ро­са­ми бри­га. Во вре­мя про­ти­вос­то­яния, про­дол­жав­ше­го­ся два ча­са, «Мер­ку­рию» уда­лось сво­им ог­нём пов­ре­дить опоры, под­дер­жи­ва­ющие од­ну из мачт «Ре­ал-бея», мач­та рух­ну­ла за борт, и ко­рабль по­те­рял ход и воз­мож­ность ма­нев­ри­ро­вать и вес­ти бой. Ос­тав­шись один на один с дру­гим ту­рец­ким ко­раб­лём «Се­ли­мие», рос­си­йс­кий бриг смог на­нес­ти при­мер­но та­кие же пов­реж­де­ния, как и «Ре­ал-бею», мач­та рух­ну­ла и ко­рабль был вы­нуж­ден уйти из боя. «Мер­ку­рий», по­лу­чил очень серь­ёзные пов­реж­де­ния, но при этом по­те­рял все­го 4 че­ло­ве­ка из эки­па­жа. Бриг бла­го­по­луч­но вер­нул­ся в Се­вас­то­поль.

«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» Айвазовский
«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» Айвазовский

Кар­ти­на

Айва­зов­ским был на­пи­сан ряд кар­тин на эту те­му:
Бриг «Мер­ку­рий» ве­дёт бой с дву­мя ту­рец­ки­ми су­да­ми
Бриг «Мер­ку­рий» пос­ле по­беды над дву­мя ту­рец­ки­ми ко­раб­ля­ми встре­ча­ет­ся с рус­ской эс­кад­рой (1848)
Бриг «Мер­ку­рий», ата­ко­ванный дву­мя ту­рец­ки­ми ко­раб­ля­ми

Кри­ти­ка

На кар­ти­не Айва­зов­ско­го бриг за­жат меж­ду дву­мя ту­рец­ки­ми ко­раб­ля­ми, и ко­раб­ли идут кур­сом фор­де­винд, что яв­ля­ет­ся не­сом­ненным плю­сом для ли­не­йных ко­раб­лей с их пре­иму­щес­твен­но прямы­ми па­ру­са­ми. Такой рас­клад вряд ли ос­тав­ля­ет «Мер­ку­рию» ка­кие-ли­бо шансы на вы­жи­ва­ние, по­это­му, сог­лас­но ря­ду мне­ний[1], не мо­жет быть ис­то­ри­чес­ки дос­то­верным. Од­на­ко, воз­мож­но, что та­кое по­ло­же­ние бы­ло вы­бра­но ав­то­ром для при­да­ния из­лиш­не­го тра­гиз­ма си­ту­ации, для ак­цен­та имен­но на без­на­дёж­нос­ти по­ло­же­ния бри­га.
На кар­ти­нах дру­гих ху­дож­ни­ков эти же ко­раб­ли изоб­ра­жены иду­щи­ми в бак­штаг, что да­ёт бри­гу с бо́ль­шим про­цен­том косых па­ру­сов вы­игрыш в ма­нёв­рен­нос­ти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 7 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.