Иконы не являются просто картинами религиозного содержания. Они всегда были и останутся для многих миллионов верующих материальным олицетворением веры и неким окошком в божественный мир, через которое человек может общаться с высшей действительностью, направляя свою молитву или обращение к Богу,не в пустое пространство.
В церквях иконы помещают на пюпитрах стенах, и, конечно же, на обширном иконостасе, где они формируют своего рода теологический справочник.
Создание многих икон часто становится результатом труда целой группы людей, где определенные подготовительные и оформительские работы выполняют мастера-специалисты, а главный иконописец делает общий набросок изображения лика святого с оригинала и контролирует сходство с ним конечного результата. Но это скорее более современный вариант создания икон, хотя и сегодня иконописью занимаются как целые группы, так и отдельные мастера, не допускающие в этот кропотливый и всепоглощающий процесс посторонних участников и даже наблюдателей.
На заре же иконописи иконы всегда писались только одним мастером, считавшим этот процесс не просто искусством, но таинством приближения к богу. Поэтому чаще всего великими иконописцами древности, создававшими лики святых исходя из собственного воображения, на основе рассказов или литературы были монахи. Таких умельцев по всему миру было не много, и их имена знали наперечет.
Этапы иконописи
На первом этапе создается эскиз иконы на бумаге, затем он переносится на основу через трафарет.Производится подготовка эмульсии и разведение красок, и непосредственно написание иконы. В первую очередь иконописцы прорисовывают во всех деталях голову и лицо святого лика, а затем уже все остальные детали иконы.
Следующим этапом после высыхания красок икону покрывают лаком.Завершением создания иконы является ее освящение в церкви, только после этого она становится не просто искусно выполненной картиной, а истинной святыней, обретшей святой дух, способной дарить утешение и принимать молитвы верующих.
Как много веков назад, так и сейчас для создания церковных икон используют только натуральные краски и деревянную основу.Краски производятся из натуральных камней и других природных материалов, часто ядовитых, в сухом виде. Для создания эмульсии, в которой затем разводиться требуемый пигмент используется желток куриного яйца, пиво или квас. То есть краски являются стопроцентно натуральными.
Обоснованно их использование тем, что ни одна современная синтетическая краска, даже очень качественная и тщательно подобранная, не дает столь натурального оттенка.
Необходимость признания икон неотъемлемой частью религиозной атрибутики возникла еще на заре иконописи, когда использовать их в церквях, еще не было официально разрешено, но уже было необходимо, потому, как отмечалось особое благотворное воздействие изображения лика святых на людей, видевших в них олицетворение церкви и веры.
Именно эти обстоятельства привели в VIII столетии к острому конфликту между церковными противниками обожествления любых изображений и признания их неотъемлемой частью церкви, и людьми поддерживающими использование ликов святых как религиозных атрибутов и этим изображениям поклонявшимся. Но в 787 году данный конфликт был полностью исчерпан, когда Никейским собором были приняты основные принципы культа икон, а в 843 г. иконоклазм (непризнание икон) был окончательно признан ересью.