Чукчи – малочисленная коренная национальность северо-востока Евразии, проживающая на обширной территории от р. Индигирки до Берингового моря. Автономный округ на Чукотке – национальный регион чукчей. Его площадь больше, чем площадь Украины, но население составляет менее 50 тысяч человек.
У чукчей, развиты различные направления традиционного искусства. Самый удивительный из них – чукотская резная кость. Продукция этого промысла, представляет собой пластические скульптурки людей и животных, сделанные из моржового клыка.
Чукотское искусство костяной резьбы, возникло очень давно. Древне берлинго — морская культура, существовавшая с 3 в. до н.э. по 8 век н.э., характеризуется маленькими анималистическими скульптурами и бытовыми предметами, украшенными рельефной резьбой по кости. В дальнейшем, это искусство развивалось: к 10 веку н. э. скульптура, приобрела геометрический характер, и теперь плавные орнаменты, сменяются на точные прямые.
В 19 в. возникает сюжетная резка по кости. К 20 в. вследствие установления торговых отношений с аляскинскими и русскими предпринимателями, распространяется сувенирная продукция, декорированная резьбой.
В 1909 г. Впервые, была сделана фигурка пеликена. Это чукотский и эскимосский талисман, представляющий собой непонятное существо с широкой улыбкой и большими ушами. Несмотря на своё название, ничего общего с пеликанами он не имеет! Чукчи считают его духом тундры, живущим под землёй. Этот символ, странным образом распространён и на Аляске, но коренные жители не могут объяснить его происхождение. Возможно, этот талисман возник именно там.
В советское время промысел сохранился. В 1931 г. в чукотском посёлке Уэлен, было создано предприятие, объединившее знатоков резьбы по моржовому клыку и кости. Эту мастерскую, возглавил известный чукотский косторез и художник Вуквутаги (он также, занимался обучением других мастеров). Мастерская производила изделия мелкой пластики: маленькие скульптурки, шахматы, броши, пудреницы.
В 1937 г. произведения уэленских мастеров, демонстрировались в Третьяковской галерее. К слову, согласно чукотским традициям, женщинам нельзя было заниматься этим промыслом, однако в 1930-ые гг. всё изменилось, и в настоящее время среди мастеров-косторезов преобладают женщины. С 1970-ых гг. в косторезном промысле, начали применять другой материал – кости китов, потому что, добычи моржового клыка были сокращены.
Среди известных мастеров-косторезов были не только чукчи, но и эскимосы. Некоторые из них достигли звания заслуженного художника РСФСР. Ряд мастеров вступили в Союз художников СССР.
В ранний советский период (20-30-ые гг.) фигуры животных достаточно статичны, но всё ещё эффектны по своей форме. Позже мастера, пытаются создать фигуры в движении, отказываясь от статических образов. С 1960-80-ых гг. в художественном промысле, уже преобладают скульптурные группы.
В советское время, косторезные мастерские открывались и в других чукотских посёлках, но просуществовав недолгое время, закрывались. В 1932 г. были основаны косторезные артели в Наукане, Чаплино, Сирениках и Дежнёве.
В 21 в. Уэленская косторезная мастерская, является центром развития народных промыслов. В 2010 г. на Чукотке, организована ярмарка-выставка «Пеликен», демонстрирующая изделия народного художественного промысла. В 2012 г. косторезная мастерская, открылась в посёлке Нешкан (она была там ранее). В 2011-2012 гг. выставки изделий народного промысла прошли в некоторых сибирских и дальневосточных городах: Салехарде, Якутске, Магадане, Хабаровске и Южно-Сахалинске. В 2016 г. в парке села Лаврентия, был установлен памятник пеликену.
Чукотский резной промысел – настоящий драгоценный камень в чукотском искусстве, и во всей культуре северных народов в целом. Этот промысел, даже оказал влияние на западное (в данном случае – русское) искусство: многие советские художники (русские по национальности), использовали мотивы чукотского национального искусства в своих произведениях