Уникальный в своём роде художник Михаил Врубель родился в 1856 году. Демоны Михаила Врубеля до сих пор вызывают массу вопросов, на которые так и не найдены ответы. Смотря на картины Врубеля, приходит осознание того, что сегодня подобное никто не создаёт.
Общие черты картин «Демона» Михаила Врубеля
Каждая картина является отдельной вселенной, миром, который одновременно завораживает и отталкивает. Эстетика картин открывает для зрителя целый мир.Творческий дух художника настолько уникален, что современники не понимают болезненное это явление, либо гениальное.
Были времена, когда художник писал картины на библейскую тематику, однако, даже эти произведения были наполнены мистикой. На пейзажах и натюрмортах наблюдается излишняя суетливость, которая полностью разрушает устоявшиеся каноны. Если художник позволял себе такую вольность в религиозных картинах, то говоря о демонах, в них преобладают характерные черты техники художника.
13 демонов Михаила Врубеля
Демоны Врубеля — это что-то невероятное, то, что тяжело описать словами, ведь каждого демона необходимо прочувствовать.
Произведения вызывают у зрителя массу эмоций, которые переплетаются друг с другом. Демоны стали главной изюминкой творчества Врубеля. При этом сам мастер не осознавал, что создал неповторимые шедевры.
Демон первый: оттуда не возвращаются
Ребёнок, который потерял свою мать, всё равно будет жить в надежде на встречу с ней. Так, Серёже Каренину в этом смысле повезло, как раз когда малыш мирно спал, в комнату ворвалась его мать. Женщина подхватила ребёнка на руки и долго на него смотрела, молча прощаясь.
Именно так встречу со своей матерью представлял себе Михаил Врубель. Когда художнику было всего 3 годика, его мама ушла из жизни, а через несколько лет этот мир покинули брат и сестра. С Михаилом осталась только старшая сестра Анна, которая стала для художника самым близким человеком. Желание встречи с матерью отразилось и в творчестве Врубеля.
Демон второй: мне скучно бес
Отец художника был военным человеком, причём своей деятельности он посвящал всё своё время. Семья была вынуждена менять место жительства. Михаил Врубель побывал во многих городах: Омске, Саратове, Астрахани, Питере, Харькове и даже Одессе. Именно поэтому, в какой момент художник даже перестал заводить новых друзей.
В Одессе семье пришлось задержаться на продолжительное время, Михаил начал интересоваться своим окружением. Такой интерес к жизни, позволил окончить гимназию с отличием.
Семья поддерживала Врубеля в творчестве, и его отдали в школу рисования. Михаил был общительным молодым человеком, который активно интересовался творчеством, театром и наукой. Благодаря этому, он быстро знакомился с людьми из мира искусства и культуры. В письмах сестре он любил писать о своих новых знакомствах.
Демон третий: безумная техника и странная эстетика
В Питере Михаил поступил на юридический факультет, именно в этом городе ему предстояло окунуться в настоящую богемную жизнь. В этот период он знакомится с Чистяковым, который научил Михаила некоторым художественным приёмам. Врубель выработал свою уникальную технику, которая поражала воображение.
Демон четвёртый: неразделённая любовь
Профессор А. В. Прахов курировал процесс росписи Кирилловской церкви, которая расположена в Киеве. Для проведения реставрации был приглашён и Врубель. Именно в прекрасном городе Киеве его и нашла любовь, однако, к сожалению, она стала невзаимной.
Так из воспоминаний К. Коровина стало известно, что во время совместного купания в пруду он заметил шрамы на груди Михаила. На вопрос, откуда они взялись, Михаил рассказал о женщине, в которую был влюблён. Она не ответила художнику взаимность, чтобы утешить свою боль он резал себе грудь, тем самым пытаясь унять свою боль.
Демон пятый: демон сидящий
Чтобы излечить себя от неразделённой любви Михаилу Врубелю, пришлось отправиться в Одессу. Именно там ему было суждено начать работу над своей лучшей работой «Демон сидящий». Фон картины удивителен, ведь он представлен невероятно сложным узором. Удивительно, но картина была создана только двумя масляными красками — белилами и сажей. Никто не может сравниться с Врубелем в подборе оттенков. Данная картина стала визитной карточкой художника, именно по её содержанию узнают мастера.
Демон шестой: лермонтовский
В 1891 году Врубелю поступило предложение создать иллюстрации к собранию Лермонтова. Михаил согласился на предложение. Конечно, свою работу он начал с создания демона. Чтобы добиться желаемого результата он, сделал множество разнообразных набросков.
Публика, которая увидела этого демона, была не готова к подобному сюжету. К сожалению, именно этот демон подвергался наибольшей критике. Некоторые называли картину уродливой карикатурой. Однако ни одному другому художнику не удалось бы так передать безысходность, тоску и одновременно ожесточённость.
Демон седьмой: несбывшаяся Грёза
В 1896 году Мамонтов принял решение сделать заказ Врубелю в виде двух панно большого размера, которые предназначались для российской выставки посвящённой коронации Николая второго.
Врубель решил отказаться от излюбленных демонов. Он решил воплотить на картине музу, которая вдохновляла художника. Однако, комиссия, которая оценивала работы, констатировала их ужасными. Но эти работы всё-таки увидел зритель, ведь картины были выставлены отдельно. Газеты и известные личности бесконечно критиковали эти работы, особенно Максим Горький.
Демон восьмой: А кто в облике таком
Первый демон художника был уничтожен и позже отец Михаила затронул эту тему и поинтересовался причинами. Художник сказал, что в этой картине соединился женский и мужской облик.
Картины Врубеля тяжело понимать умом, их нужно рассматривать и чувствовать. У художника есть масса женственных картин, которые всё равно несут в себе демоническую тоску.
Так, к примеру, произведение «Царевна-Лебедь» стала любимой работой Александра Блока, которую он смог понять сердцем. Если говорить о других зрителях, то не понимая сюжетов, они предпочитали выбирать путь ожесточённой критики.
Демон девятый: духи разных миров
На панно «Утро» изображены демоны, в которых стёрта грань между женским и мужским началом. Заказчик отказался от этой работы, и Михаил принял решение уничтожить полотно. Илья Репин приложил немало усилий для того, чтобы отговорить Михаила.
В своих работах Михаил часто обращал внимание на духов природы. Таким образом, он уделял особое внимание мифологии. Ему нравилось призывать к природным сущностям, он находил в них особую магию.
Демон десятый: Демон-ангел
Как утверждал сам Врубель, не нужно сравнивать его демонов с традиционными сущностями. Его демоны многогранны, они могут воплощать не только зло, но и скорбь, величественность.
Художник изображал не только демонов, но и ангелов ставил их на одну ступеньку. Для него оба мира были важны. Именно Михаил мог передать их состояние, заставить каждого человека отреагировать.
Демон одиннадцатый: вознёсшийся и поверженный
Спустя 10 лет Врубель принял решение, что должен доработать картину лермонтовского Демона. Он постоянно колебался, какое направление выбрать. Таким образом, появились «Демон летящий» и «Демон поверженный». Благодаря этой работе, в 1900 году к художнику приходит признание на Всемирной выставке в Париже. Он получил золотую медаль. Этот момент стал настоящим подтверждением, что все эти году Врубель работал не зря. Его труд наконец-то был оценён.
Двенадцатый демон: пророк
Последняя картина, которая раскрывает зрителю потусторонний мир — «Видения пророка Иезекииля». К сожалению, эта работа так и осталась незаконченной, в 1906 году художник ослеп, и так не смог закончить сюжет.
Демон тринадцатый: посланец иных миров
Пожалуй, Александр Блок был единственным, который во времена жизни Врубеля полностью принял его мир. Он действительно восхищался работами, мог рассмотреть посыл творца. Как утверждал Блок, в демонах он видел падших ангелов, которые по каким-то причинам утратили свой статус.
Демоны Врубеля — это особенная история и картины, которые не имеют аналогов во всём мире. Даже если при желании попытаться нарисовать копию шедевра, то, скорее всего, передать настроение не получится. Врубель уникален, каждая картина вызывает эмоции, причём у каждого они могут быть разными, но факт в том, что они будут. Врубелю удаётся невозможное — задевать струны души каждого.