Нидерланды обычно ассоциируются с ветряными мельницами и полями тюльпанов. Однако красочные цветы и прекрасные пейзажи — не единственная причина для восхищения. Это маленькое королевство прославилось во время так называемого Золотого века Нидерландов, который пришёлся на конец XVI и весь XVII век. Это было время величайшего развития голландского искусства, науки и торговли.
По сей день любители искусства со всего мира посещают музеи, чтобы полюбоваться работами голландских мастеров, таких как Ян Вермеер, Рембрандт и Ван Гог.
Вермеер — мастер игры света
Биография художника довольно скудна. Информация о его жизни в источниках разнится. Ян Вермеер ван Делфт родился в 1632 году в Делфте. Сведений о его образовании не сохранилось. Однако мы знаем, что у него была большая семья — он и его жена Катарина воспитали одиннадцать детей. К сожалению, некоторые из них ушли из жизни в раннем детстве.
Для того чтобы прокормить такое большое потомство, Вермеер делал разные вещи. Помимо работы художником, он был ещё арт-дилером. Сам он обычно писал жанровые сцены, происходящие в домах горожан.
Обычно он изображал женщин, занимающихся повседневными делами: читающих письма, надевающих украшения или смотрящих в окно. В его живописи можно заметить вдохновение работами Караваджо. Вероятно, он перенял у него боковое расположение источника света. Направленное, мягкое освещение стало его визитной карточкой. Художник выполнил каждую работу с большой точностью. Считается, что за свою жизнь он создал всего тридцать полотен.
Девушка с жемчужиной
Бесспорной жемчужиной среди картин Яна Вермеера является «Девушка с жемчужной серёжкой». Работа была создана около 1665 года и изображает портрет молодой красавицы. Девушка обращена к зрителю боком и смотрит на него через левое плечо. Она одета в светло-коричневый халат, а на голове у неё сине-желтый тюрбан.
Однако самым важным моментом в композиции является серьга, расположенная в центре картины. Она мягко отражает свет, идущий слева. Лицо и поза женщины говорят о том, что она была удивлена появлением зрителя и быстро повернулась, чтобы посмотреть, кто стоит у неё за спиной.
Несмотря на направленный на нее свет, фон остается равномерно чёрным, что отличает «Девушку» от других картин Вермеера. Женщин, нарисованных им, обычно можно отнести к определенному периоду благодаря их костюму и реквизиту, который он использовал мастер.
В данном случае ни платье, ни головной убор не характерны для современников художника. А кто изображен на портрете? Это Мария, дочь Йоханнеса? Может быть, слуга? На протяжении многих лет было высказано множество предположений о том, кто позировал художнику для этого шедевра. Скорее всего, портрет не изображает никого конкретного, а является лишь этюдом фигуры из воображения Вермеера.
Такие тренировочные кадры, сосредоточенные в основном на работе над мимикой фигур, называются тронами. В отличие от заказных портретов, троны создавались для ярмарок и свободной торговли.
Картина Яна Вермеера сегодня
Премьера фильма Питера Уэббера «Девушка с жемчужной серёжкой» — экранизации одноимённого романа Трейси Шевалье, состоялась в 2003 году. Сюжет не основан на исторических фактах, это всего лишь фантазия писателя об обстоятельствах создания знаменитой картины.
Роман основан на характере Грит, служанки в доме Вермеера. Девушка становится моделью и подругой знаменитого художника. Вместе они проводят время в его студии, прорабатывая холст до мельчайших деталей. В настоящее время работы мастера XVII века можно увидеть в музее Маурицхёйс в Гааге. Здесь также можно увидеть работы других художников Золотого века — Рембрандта, Антуана ван Дейка, Яна Стина и Карела Фабрициуса.