Раньше не было самолетов, автомобилей, компьютеров и смартфонов. Не было много чего из того, что мы имеем сейчас благодаря техническому прогрессу. Но есть вещи, которые не меняются столетиями. И одна из них — тяга человека к алкоголю.
Наверное, эта вредная привычка (зачастую пагубная) так и не искоренится. Скорее всего, алкоголизм будет присутствовать всегда. И что интересно — его проявления были одинаковы во все времена. То бишь — “пьяный человек и в Африке пьяный”.
Впрочем, вы и сами в этом убедитесь, когда взглянете на полотна живописцев 19 века. Когда-то эти картины были запрещены цензурой.
Вот, к примеру, «Пьяный отец семейства» Алексея Корзухина.
Что-то явно разозлило выпившего мужчину. Но мы то с вами знаем, что таким особый повод и не нужен. Скандалы – неизменный спутник пьянства.
Отброшенный стул, испуганный ребенок, напряжённая женщина – всё говорит о том, что отец семейства разъярен. Может жена спрятала бутылку? Или денег не дала на другую? Хотя вряд ли. Тогда женщины, увы, редко осмеливались так поступать.
***
А вот ещё одна семья. Иван Горохов в своей картине «Запил» тоже очень реалистично изобразил обстановку в доме алкоголика.
Хотя я бы назвала эту картину «Купил». Мне кажется, что мужчина очень доволен и будто показывает всем: вот, достал, дескать, к ужину. Но его жена и дети прекрасно знают чем закончится распитие этой бутылки.Поза жены выражает собой усталость и смирение, дети испуганы. Знакомо? Думаю, что многим.
***
А вот Владимир Маковский изобразил жену алкоголика более отважной (даже по меркам нынешнего времени).
На его картине «Не пущу» женщина преградила собой вход в питейное заведение, чтобы муж не смог купить добавку.
Почему добавку? Да потому, что вид ее муженька уже далек от вида трезвого человека. Лицо женщины одновременно и испуганное и полное решимости. Но пьяная ухмылка мужчины говорит о том, что сдаваться он не намерен. Да и когда что-то могло помешать человеку выпить, если он очень-очень хочет?
***
Вот и герой картины «Тихонько от жены» Маковского, хоть и побаивается жену, да желание выпить сильнее.
Супруга вот она, рядом, за приоткрытой дверью. И вполне возможно, что с каждой выпитой рюмкой герой будет всё менее осторожен и, наконец-то, попадется.
***
Если предыдущие картины были просто запрещены, то за «Сельский крестный ход на Пасху» Василия Перова и вовсе чуть не отправили в ссылку»
Это полотно, конечно, впечатляет и интересно своими деталями. Вот около крыльца валяется пьяный мужик. Ещё один, скорее всего – дьячок какой-нибудь, упал и запутался в ногах у опять же не очень трезвого батюшки.
Женщина с образом вроде бы выглядит вполне адекватно, чего не скажешь о мужчине позади неё. Ох, он и икону-то держит вверх ногами… В общем, праздник удался.
***
Хорошо, когда это только на картине. Жаль только, что в некоторых семьях такая «картина» почти ежедневно наяву.