Список духов из славянской мифологии с кратким описанием.
Аспид
Аспид – в мифологии древних славян крылатый змей, сын (либо воплощение) Чернобога, командующий ударными легионами темного воинства. Аспид представлялся, как чудовищных размеров змей с птичьим носом, двумя хоботами и огненными крыльями (по другой версии крылья монстра состояли из алмазных, изумрудных и сапфировых пластин). При этом тело Аспида имеет абсолютно черный цвет (отсюда и происходит выражение – аспидно-черный). Аспид живет в горах и никогда не садится на землю, так как Мать Сыра Земля отказывается носить на себе это порождение тьмы. При этом Аспид неуязвим, его не в силах одолеть ни одно оружие, будь то каленая стрела смертного или молот самого Сварога.
Бадзула
Бадзула или Бадзюля, в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится. Вот тогда-то у несчастного хозяина дома начинались неприятности, все из рук валилось. С горя человек принимался пить, пуская на ветер годами нажитое, и, оставшись ни с чем, мог пойти по миру. По народным поверьям для того, чтобы изгнать Баздюлю, нужно было просто-напросто подмести в хате и в сенях, а мусор выбросить в противоположную от заката сторону. Тогда, говорят, можно увидеть Бадзюлю. Это немолодая женщина со свисающими до живота грудями. На ней лишь грязное рваное покрывало, сквозь прорехи и дыры в ткани виднеется тело, покрытое струпьями.
Банник
Банник – дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка. Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.
Болотник
(Болотный,Болотный дедко, Болотный леший) «Болото издавна считается местом обитания нечистой силы, о чем свидетельствуют многочисленные пословицы: «Было бы болото, а черти найдутся»; «Сидит, как черт в болоте»; «Бегает, как черт по болоту»; «Не ходи при болоте — черт уши обколотит» и др. Не случайно в заговорах нечистую силу и болезни отсылают «на леса, на болота» или «на мхи, наболота». И во многих местах верили, что у болот есть особый хозяин — болотный, болотник или болотяник, болотный дедко, шут болотный.
Верлиока
Сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. Встречается в русском, украинском и белорусском фольклоре. Существует несколько вариантов сказок о Вердиоке где по типичному сюжету сказок он (иногда его заменяют на медведя) убивает старуху и двух её внучек, а старик, селезень, рак, веревочка и жёлудь наказывают его за убийство. Характерная особенность сюжета: борьба против Верлиоки идет не через силу, а благодаря хитрости.
Водяной
Водяной – колоритный представитель мира нечистой силы, а конкретно – водной стихии. Внешность его обусловлена местом обитания существа и не слишком приятна: противный обрюзглый старец, ноги которого заменяет скользкий рыбий хвост. Вместо рук могут быть гусиные перепончатые лапы. Кожа холодная и слизкая. Волосы длинные, зеленого цвета, переплетенные с тиной. В продолжение образа – окладистая борода такого же болотного оттенка. Выпученные как у рыбы глаза пристально наблюдают за каждым, кто осмелится приблизиться к границе его владений.
Волколак
В глубоких и тёмных чащах древних лесов можно встретить самых неожиданных хищников. Легенды говорят, что в таких местах королями воздуха являются виверны, среди деревьев бесшумно перемещаются мудрые и прекрасные дриады, а в подлеске рыщут опасные и смертоносные волколаки, вероятно, самые яростные из всех описываемых мифами существ. Волколаки обитают преимущественно в густых лесах, там где достаточно зверья для охоты и куда крайне редко забредают люди. Иногда их даже путают с обычными волками, но уж слишком разнится поведение этих видов. Волколаки когда-то были людьми. Людьми, которые подверглись действию проклятия ликантропии или оборотничества.
Врыколак
В южнославянской мифологии Врыколак — невидимый зловредный дух, имеющий обличье великана с одним огромным глазом во лбу. Обитает в заброшенных строениях, старых мельницах, разрушенных крепостях. Его нельзя уничтожить, он живет вечно. Глухою ночью Врыколак превращается в хищных животных, пьет людскую кровь и пожирает плоть.
Двоедушник
Как следует из названия, двоедушник – человек, имеющий две души: на половину человеческую, на половину дьявольскую. Недаром число «два» испокон веков считалось демоническим. Днем это был обычный человек, но, когда наступала ночь, он впадал в глубокий сон и… Женщина – двоедушница превращалась в летучую мышь или кошку, могла принять образ кочерги или колеса от телеги; мужчина – двоедушник становился собакой, лошадью или зайцем. В таком облике двоедушники бродили до рассвета, творя различные бесчинства. Любые попытки задержать или поймать двоедушника заканчивались провалом – он легко обезоруживал противника и, при желании, мог его убить. Двоедушник может повелевать погодой – поднимать вихри и летать по ветру, становясь невидимым.
Дворовой
Дворовой (хлевник) — у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. Он считается младшим братом домового. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются. Жизнь скотины и крепость хозяйства зависит от расположения к ней дворового.
Дид
В древней славянской обрядовой магии был дух супружеского благополучия, покровительствующий влюблённым. Это Дид или Дидо-Ладо. Он считался одним из трёх сыновей Лады, самой любимой богини славянских народов. Она олицетворяла любовь и красоту, плодородие и благополучие. Наши предки обращались к Диду по сердечным делам, вопросам, связанным с организацией помолвки или свадьбы.
Домовой
Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Имя его часто пугались называть вслух, и называли по-всякому – Суседко, Хозяин, Дедушко, Домоседко, Старик, Домовик. Происхождение Обычно домовым считался умерший без покаяния член семьи мужского рода, первопредок, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам. В православии домовые отождествляться с демоническими, бесовскими силами, их называют падшими ангелами, которых Бог в наказание сбросил на землю — кто попал в жилища, стали домовыми. В православных церквях принято освящать свои жилища, чтобы прогнать демонов, и осуждают тех, кто заигрывает с ними.
Игош
Игош (ичетик) — в восточнославянской мифологии мелкий демон, душа некрещёного или мертворождённого ребёнка. Он проказит, если его не признают за домового. Дети с момента рождения до крещения или умершие «без креста» считаются нечистыми, у них нет имени, подлинной души, а только «пара», как у животных, также нет пола. Мертворождённые дети, загубленные матерями или умершие нескольких дней от роду относились к числу опасных покойников, поскольку они не находили успокоения в загробном мире.
Кикимора
Кикимора – коварное существо женского пола, известное своей зловредностью, скверным характером и желанием приносить мелкие и крупные неприятности окружающим ее людям. Она не обладает сверхъестественными размерами или ужасающей силой. Внешне – это, всего лишь, страшненькая щупленькая старушка, сухонькая как тростинка и причудливо скрюченная. Старческое тельце довершает нелепая маленькая голова. Одета она в потрепанные лохмотья, а обувь отсутствует вовсе.
Коловертыш
Коргоруши или Коловертыши — в восточнославянской мифологии существа мелкого размера, служащие на посылках у ведьм, домовых или дворовых. В качестве самостоятельных персонажей почти не встречаются, в отличие от южнославянских злыдней. Коргоруши—помощники дворового приносят своему хозяину припасы или деньги, воруя их из-под носа соседского дворового. Соседские коргоруши, в свою очередь, могут поступать схожим образом, подстраивая якобы «случайное» битьё посуды или потери, которые нельзя ни предусмотреть, ни отвратить.
Леший
Леший — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат. В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа: это одновременно и животное, и растение, и человек, и вихрь, и безликий дух Леший описывался то как гигант, то как карлик. Есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек.
Мавка
Мавка (навка, нейка, нава, navje) — персонаж южнославянской демонологии, злой дух. По ряду признаков близка русалке, карпатской «лесной паночке» или горному женскому духу. Сравнение мавок и русалок началось из-за того, что эти существа являются духами вод и рек. Они делают преимущественно одинаковые вещи – заманивают в воду и топят свою добычу, иногда предупреждают о бедах, и уж совсем редко спасают от утопления людей. Как известно русалки имеют верхнюю женскую половину тела и нижнюю половину рыбы (то есть рыбий хвост). Поэтому русалок классифицируют как водных созданий. Мавки же имеют полностью женский облик.
Навьи
Навьи, Навь, Навии, Навье, Навьи, Навья, Навы – покойники, загробные духи в славянской мифологии. От древнерусского навь — духи смерти, духи умерших иноплеменников. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия. По ночам навиьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.
Полевой
Полевой, или по другому, полевик — представитель низших духов и ближайшая родня домового, если верить мифологии славянских народов. Живет он в обработанном людьми поле, но не чурается и диких степей. Известен он также под именами белун и луговик (это если он живет на лугах). Есть поверье, что предстает он перед человеком с просьбой вытереть ему сопли, которые свисают аж до самой бороды. Тому, кто откажется, он обязательно приведет неудачу, а тот человек, которые не побрезгует, и выполнить его просьбу, получит от него горсть серебряных монет. Появляется луговик перед человеком в виде седобородого старика маленького роста, и по своему характеру терпеть не может, если кто-либо работает на полях.
Полудница
В славянской мифологии известен дух полудня, которого люди называли - Полудница. Считалось, что она оберегает поля и земли. К ней относились двояко. Её любили и боялись. Принято было считать, что есть Полудница добрая и злая. Могла встретиться в поле, в образе красивой девушки облачённой в белое платье или недоброй старухой. Она следила, чтобы люди не работали в жаркий полдень, так по обычаям положено в это время отдыхать. Нарушители временно теряли память, получали солнечный удар. Недобро относилась она к тем, кто жил грешной жизнью, не соблюдал обычаи, не почитал Богов.
Полуночница
Полуночница – сестра Полудницы. Повелительница ночи у восточных славян, богиня бессонницы. Если человек долго не мог уснуть, говорил: «полуночница замучила», что на современном русском означает: «одолела бессонница». Чаще всего ночная дева нападает на новорожденных и некрещеных детей. Считалось, что полуночницей становятся умершие ведьмы, не познавшие при жизни счастье материнства.
Русалка
Русалки – это духи рек, лугов, лесов, некие сущности нечеловеческой природы в обличье молодой и прекрасной женщины с длинными волосами, с рыбьим хвостом вместо ног. Хотя насчет последнего – совсем не обязательно. Волосы русалки могут быть зеленоватыми, как водоросли, или русыми. Встречаются упоминания о рыжеволосых или черноволосых русалках. Русалки могут быть в белых полупрозрачных одеждах, но скорее всего, совсем без оных. Слово «русалка» произошло от слова «русый» или «русло», имеется ввиду русло реки. Восточные славяне верили, что русалки ночью выбираются из водоемов, где обитают постоянно, на берега рек, в леса, на поля и луга, и водят там свои хороводы, танцуют, плетут венки, веселятся, причем лихо веселятся. Их даже за это «лихоманками» прозвали. Без ног, с рыбьим хвостом танцевать сложновато. Рыбий хвост у русалок появился, скорее всего, как литературный вымысел. В Западной Европе русалок называют ундинами, и приписывают им нечеловеческие способности завораживать своим пением путников, моряков, и губить их таким образом, завлекая на рифы.
Сирин
Птица Сирин др.-рус. сиринъ ← греч. Σειρῆνες «сирены») – райская птица-дева из средневековой книжной мифологии, образ которой восходит к древнегреческим сиренам. В западноевропейских легендах Сирин является воплощением несчастной души. В русских духовных стихах Сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывают людей своим пением. Часто упоминается вместе с другой райской птицей — Алконостом.
Стрига (Штрига)
Стрига (стригоайка) (рум. strigoi, молд. стрига) — в молдавской и румынской мифологии вампир, ведьма, в которых превращаются повешенные люди. В некоторых областях Румынии стригоев также называют мороями. Слова стригой и стригоайка произошли от рум. strigă (ведьма, сова-сипуха), которое в свою очередь произошло от лат. strix — слова, также означавшего сову-неясыть, которая, по римскому поверью, высасывает кровь у детей.
Трясовицы (Лихорадка, Лихоманка)
В славянской мифологии персонифицированная в образе женщины болезнь, вселяющаяся в человека и вызывающая то озноб, то жар. Отличительная особенность Трясовиц — множественность (7, 9, 12, 77 женщин, сестёр, мух, струй воздуха) и изменчивость образа. В некоторых текстов заговоров подчеркивается их связь с нечистой силой, поэтому говорится о том, что Трясовицы появляются у постели больного в дьявольском обличьи. В названиях лихорадок отражены симптомы, причины болезни, время появления, цвет. В заговорах трясовицы названы по имени: Тресея, Отпея, Гладея, Аввариуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша. В названиях лихорадок отражены симптомы, причины болезни, время появления, цвет. Упоминание трясовиц исключительно в заговорах показывает, что они входят в апокрифический слой русской демонологии. В частности, известно народное сказание о том, как Бог наказал за избиение младенцев царя Ирода, превратив его двенадцать дочерей в Трясовиц.
Шиликун
Шуликуны, шулюкуны, шликуны. У северных русских — сезонные демоны, живущие всегда артелями и досаждающие людям. Шиликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы и уходят назад под воду на Крещение. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или железным каленым крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шиликуны на святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу (отсюда формула пугания детей «Не ходи в лес — Шиликуны пылает»), дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке.
Ырка и Укрут
В славянской мифологии Ырка - это злой ночной дух, худое создание, передвигающееся на согнутых лапах, с глазами на темном лице, светящимися как у кошки. Он способен имитировать голос девушки и окликать незадачливых путников, которые ночью решили двигаться через поле. Особенно опасен в ночь на Ивана Купалу. Лешие не пускают Ырку в лес, потому опасен он только в поле. Им становится самоубийца. Не дожив отпущенной ему жизни, ищет, как бы попользоваться жизнью чужой. Напившись чужой крови, он на минуту набирается теплом жизни и успокаивается.