Два взгляда на революцию художника Ивана Владимирова

С событиями Октябрьской революции связано появление крупного объединения людей творческих профессий — Ассоциации Художников Революционной России. Сообщество было создано для того, чтобы живописцы, скульпторы, иллюстраторы  с помощью своих произведений несли в массы идеи коммунизма. 

При этом художникам приходилось расставаться с привычными им стилями, жанрами и работать в новой манере, изображая на картинах быт рабочей крестьянской армии, пейзажи со строящимися заводами и батальные сцены большевистской партии против белых офицеров. Картинки получались скучноватыми, похожими друг на друга и практически на каждой из них живописцы писали развевающиеся красные флаги. 

image 90
Отречение от престола Николая II

Художника Ивана Алексеевича Владимирова (1869-1947) можно отнести в группу главных баталистов Революционной акварели. Именно им было написано более сотни произведений, которые инспирировали советские представители власти, прикрываясь талантливым художником, одним словом — официоз. Всё бы хорошо, но Владимиров был человеком странных понятий. Некоторое время назад всплыла «подпольная» коллекция картин автора, которую он писал явно не для глаз советского народа. 

image 82
Иван Владимиров. Агитатор
image 85
На посту

На полотнах, датируемых 1918-1923 гг. изображены полупьяные красногвардейцы, громящие всё вокруг, жадные до мелочей крестьяне, голодные будни бывшей аристократии и блюстители правопорядка в непотребном виде. Оказывается, большинство этих картин находились в собраниях за границей. 

В руки западных представителей картины Владимирова попали не случайно, он сам их подарил им, когда они вместе участвовали в помощи голодающему Петрограду. Иван отлично владел английским языком и картины для американцев подписывал не на русском, а называл себя John Wladimiroff. 

image 83
Помещик и поп приговариваются комбедом к расстрелу

Всего на Запад было вывезено 37 произведений художника. В 1967 году в Америке был выпущен альбом «Russia in Revolution», где были опубликованы эти картины. Более того, некоторые из них были подписаны не только «новым» иностранным именем художника, но и сами картины имели английские названия. Из этого стоит сделать вывод, что некоторые рисунки Иван Владимиров сделал специально для США.  

Самого художника нельзя назвать рьяным борцом за царские порядки. Он как и многие другие живописцы с лёгкостью согласился писа́ть картины о светлом будущем Советского союза. Кстати, мастер тоже принимал активное участие в Петроградском погроме 1905 г., поэтому не очень понятно, зачем он создал «предательскую» серию картин, которые очерняют советскую власть. 

image 89
Анапа. Дежурство на пляже
image 86
Интуристы в Ленинграде. 1937
image 84
Разграбление помещичьей усадьбы

Как упомянуто выше, Владимиров топи́л за новые порядки и был очевидцем событий, происходящих во время переворота. Всё это не могло не вызвать ужас, и как человек творческий, он решил свои переживания выплеснуть на холст. Как известно, в то время за правду сажали или приговаривали к высшей мере без разбирательств, естественно, что художник боялся, потому и писал в стол, чтобы никто не видел. Но даже на тех работах, которые были посвящены началу нового времени и не были запрещены в СССР, чувствуется какая-то доля иронии. 

image 87
Тревожные известия
image 88
Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.

В последние творческие годы образы революции в картинах художника постепенно ушли. Владимиров всё так же описывал противостояние старых и новых порядков, но на какой стороне был сам художник всё равно вопрос спорный. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 3 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.