Художник Эдуард Фридрихович Калныньш родился в 1904 году, в 30-е годы закончил академию художеств. В 1945 году он пишет картину «Новые паруса», ставшую этапной в развитии искусства Латвии. Образы рыбаков, изображенных в ней, монументальны и значительны. Белый парус в их грубых, темных руках выглядит как символ новой жизни.
Облик рыбаков правдив, не приукрашен. Позы спокойны, движения неторопливы и размеренны. Люди целеустремленно заняты большим и важным делом. В них чувствуется могучая сила. Четки и глубоки психологические характеристики тружеников моря, сочны и звучны краски этого полотна.
Э. Калныньш также великолепный пейзажист. Море – главная тема его пейзажей. Он прекрасно чувствует ритм волн, умеет передать влажный воздух и далекий горизонт, где вода сливается с небом.
Одни работы Э. Калнынша лиричны, проникнуты тонким пониманием красоты морского пейзажа, в других – суровая романтика, мужественная борьба человека со стихией. Нередко Калнынь соединяет пейзаж с жанровым сюжетом, тем самым как бы подчеркивая связь человека и природы. Таковы его картины «Маневры Балтийского флота» (1943), «Бурное утро» (1955), «Круто к ветру» (1962).
В картине «Латышские рыбаки в Атлантике» – накренившееся судно среди разбушевавшейся морской стихии и люди, вступающие с ней в единоборство. Художник в романтических тонах изображает труд рыбаков, показывает его как ежедневный подвиг.
Заслуженный деятель искусств и художник Эдгар Карлович Илтнер родился в 1925 году. Картина «Мужья возвращаются», представленная на выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской революции, сразу же обратила на себя внимание. Объясняется это тем, что работа Илтнера знаменовала собой новый подход к решению современной темы.
В картине нет развернутого повествования. Нет ни моря, ни рыбачьих лодок. Она построена так, что все внимание зрителя привлечено к словно оцепеневшим фигурам женщин на пустынном берегу. Они стоят, напряженно всматриваясь в даль. Сюжет картины прост, будничен. Но художник заставил увидеть в нем духовную тревогу.
Свинцово-серый колорит еще больше усиливает настроение тревожного ожидания. Это рассказ о людях, об их суровой, порой полной настоящего драматизма жизни.
Картины Илтнера всегда глубоки, интересны по мысли. В его работе «Парни одной лодки» раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, в которых чувствуется общность и отчужденность одновременно.
В 1960 году за полотна «Твердые руки» и «Хозяева земли» Илтнеру была присуждена премия Латвийской ССР. Хозяева земли – трудовые люди Латвии, рыбаки, рабочие. Различные по возрасту, характеру, они воплощают тип латышского труженика, их объединяет движение к единой цели, уверенное, спокойное. Мы как будто слышим мерный ритм шагов. Они проходят на фоне пейзажа с холмами, озерами, городами, символизирующего образ Латвии. Люди на первом плане занимают всю высоту холста. Это делает их особенно величественными, и все изображение приобретает монументально-эпический характер.