Эпоха Ренессанса была одной из самых светлых страниц в мировой истории. Во времена Возрождения одновременно творило наибольшее количество гениев за всю историю мирового искусства. Зародившаяся после мрачного Средневековья эпоха подарила измученной Европе надежду на лучшую жизнь.
Начало Ренессанса
Мышление эпохи Возрождения впервые зародилось в Италии. Первым его выразителем стал Данте Алигьери, автор «Божественной комедии». Создавая образ человека, поднимающегося из глубин ада к вершинам рая, Данте символически передал идею о том, что для личности всегда существует возможность самосовершенствования, что самый ничтожный из нас может исправиться и подняться до вершин духа.
В таком мышлении не было и следа от средневекового представления о человеке как о низком существе.
Стоит отметить, что после разрушения Римской Империи, было безвозвратно утрачено множество ценных умений и знаний в науке, в том числе уже открытые греками законы перспективы и вообще законы реалистического изображения.
В 14 — 15 веках человечество открывает для себя археологию, и итальянцы, и до этого жившие среди античных руин, заново знакомятся с античным искусством, с которым не могли сравниться лучшие образцы готики. Размышления о прошлом приводят мыслителей к неутешительным выводам.
Формируется представление о Средних веках, как об эпохе, ничего не давшей человечеству, пустом, и к тому же тёмном времени, которое следует забыть. Появились предложения как бы «начать историю заново», выбрав точкой отсчёта античность. Сюжеты из античной истории и религии стали соседствовать с библейскими, и ко времени Рафаэля почти полностью их вытеснили.
Родоначальником Возрождения в живописи был Джотто. Именно он положил начало отображению земного мира. До него главную роль играли изображения Неба, которые создавались под влиянием византийской традиции иконописи. Джотто изображал библейских персонажей в повседневной обстановке. Художник первым начал замечать подробности бытовой жизни и вставлять их в свои картины. И хотя про художника говорили, что у него всё «как в жизни», его картины всё ещё были примитивны.
Тем не менее, на картинах Джотто персонажи – уже не холодные бесчувственные святые, которых изображали на средневековых картинах. Со времён Джотто, изображая людей, художники придавали им психологически точные эмоции, переданные с помощью выражения лица и жестов. Но прошло еще немало времени, прежде чем люди и природа на картинах стали абсолютно реалистичными.
Мировоззрение и искусство эпохи Возрождения
Художники Греции и Рима изображали человека, не зная азов анатомии. В Греции с её жарким климатом было нетрудно наблюдать обнажённую натуру даже на улице, и эти наблюдения позволяли точно передавать строение человеческого тела в живописи и скульптуре. Художникам Возрождения для изображения человека потребовалось препарировать трупы, изучая строение мышц и костей.
Древнегреческая философия, в основе которой лежит принцип гармонии, духовной и физической красоты человека, влиял на художников, побуждая их часто изображать человеческое тело. На картинах Микеланджело нет уродливых и просто некрасивых тел и лиц. Идею о красоте человека художники сочетали с библейской мыслью о том, что человек был сотворён по образу Бога.
Возможности человеческого разума также были пересмотрены. В Средние века мышление людей считалось ущербным. Эпоха Возрождения провозгласила человека разумным и способным подчинить себе природу. В эту эпоху прогресс науки шёл быстро, но роль техники в жизни людей по-прежнему оставалась скромной. Технические изобретения вызывали энтузиазм у учёных и художников. Казалось, что техника может всё.
Причудливые машины Леонардо Да Винчи – это отражение той мечты.
Люди Ренессанса смотрели на жизнь с оптимизмом — это отражалось и на их творчестве.
На картинах Возрождения даже самые мрачные сюжеты (бичевание Христа, мученичество ранних христиан) не выглядят трагичными и пугающими. Изысканные второстепенные детали отвлекают зрителя от сюжета, не позволяя прочувствовать весь трагизм ситуации. Страшные времена кончились, и мастерам Возрождения казалось, что ещё немного – и человечество решит средневековые проблемы и придёт к светлому будущему.
Деятели эпохи по странам
Ренессанс зародился в Италии и постепенно распространился на другие страны Европы. В Голландии традиции Ренессанса перенял Питер Брейгель. В отличие от своих современников, Питер Брейгель смотрел на людей скептически. Крестьяне на его картинах грубы и не блещут умом, а жизнь представлена как бессмыслица. Эту мысль передаёт частое повторение сюжетов с детскими играми и праздничными гуляниями.
Другой голландец, Рембрандт, был мастером в изображении светотени и оттенков человеческих чувств. Кроме драматично и тонко переданных религиозных сюжетов («Возвращение блудного сына»), также изображал и сцены, пробуждавшие в его современниках патриотизм и связанные с недавней войной Голландии за независимость.
Напомню, о ней служит картина, впоследствии получившая известность как «Ночной Дозор». На другом своём историческом полотне «Заговор Юлия Цивилиса» художник изображает национального героя Голландии, германца восставшего против Рима. Грубая манера, в которой написана эта картина, предвосхищает открытия эпохи модернизма.
В Германии главным деятелем эпохи Возрождения был Дюрер. Художник уделял много времени не только портретам, но и изображению мира животных. В его работах жанр анималистики впервые в Европе становится самостоятельным жанром живописи.
В самой Италии Леонардо Да Винчи занимался как живописью, так и наукой. Желание как можно точнее передать ощущение воздуха на полотне приводит его к знаменитой технике сфумато, дымке, окутывающей людей и предметы, совмещённой с мягким светом.
Расцвет и упадок Возрождения
Расцвет эпохи Ренессанса пришёлся на первую половину XVI века. В архитектуре уже появилось новое переосмысление римского стиля, в котором архитектура греческих и римских зданий переосмыслена с учётом климата и новых живописных открытий. В интерьерах этих зданий возрождается важная роль фрески, снова появляются колоннады.
Внутреннее убранство украшают орнаментами, повторяющими античные образцы. Одним из основных мотивов является акант (изящный стилизованный лист одноимённого травянистого растения, популярный в Древней Греции).
Часто в орнаментах изображают многоярусный светильник, который служил украшением домов в Риме. Также популярны изображения ниш – «гротесков», украшенные страшными лицами и мифическими существами – козлоногими сатирами. Но особой популярностью пользуется образ «путти» — это странная смесь ангела с античным божком – младенцем Амуром.
Эти персонажи постоянно появляются в декоре практически любого здания и на многих картинах. Живопись Высокого Ренессанса XVI века пришла к абсолютно точному изображению человеческого тела, апофеозом которого стал «Человек Витрувия» Леонардо Да Винчи – самое точное изображение человека, сделанное вручную.
Однако все мечты гениев разбиваются о суровую реальность. В середине XVI века Мартин Лютер создаёт новое ответвление христианства – протестантизм. Война между католиками и протестантами крушит все представления о прекрасном и разумном человеке.
Искусство реагирует на ужасы войны появлением нового стиля – маньеризма. Маньеризм отвергает гармоничность и каноны Возрождения. Пропорции тела и лица людей на полотнах художников этого стиля, таких как Эль Греко, искажены, цвета ядовиты и неприятны.
Стиль Ренессанс уникален в европейской истории. Никогда ни до, ни после этого европейское искусство не достигало таких высот художественного вкуса и такого совершенства рисунка. Картины Возрождения положили начало классическому искусству, которое служило и служит ориентиром для художников. Его примерами вдохновлялись и вдохновляются не только старинные мастера, но и множество гениев современности, с начала Нового времени и до наших дней.