Евгений Балакшин, будучи ребенком, остался без родителей. Родился он в 1962 году в столице Мордовии Саранске. И все же мальчику досталась счастливая доля: учителя вовремя заметили талант юного художника, предопределив его судьбу.
В 19 лет Евгений Геннадьевич окончил художественное училище, в том же году был призван в армию, которой были отданы пять лет жизни. Его талант с самого начала был настолько мощным и самобытным, что уже 20-летним юношей он начал участвовать в солидных художественных выставках. А через 9 лет его маститые коллеги приняли живописца в Союз художников Российской Федерации.
Натюрморт, портрет, деревенская тематика – русская душа в этих жанрах живописи передана на холстах в особых, только ему присущих, колоритном и цветовом решениях. Сегодня полотна художника привлекают коллекционеров многих стран, от Великобритании до Португалии, от США до Китая. Картины Балакшина часто выставляются в музеях Лондона, Парижа, Мадрида, Рима и воспринимаются зрителями как один из аспектов русского мира.
Родные лица ушедшей эпохи
В юности Евгений Балакшин любил рассматривать старые фотографии из семейного альбома, пытаясь угадать, какой могла быть судьба изображенных на них людей. Он и сам не заметил, когда появилось желание взять в руки кисть, подойти к мольберту и воплотить свои размышления на полотне. «Моя родословная» — так назовет художник этот цикл своих картин.
Но вскоре в его родословную вошла вся Россия, которую современники уже забыли. Он начал писать портреты мужественных людей: кавалеров Георгиевского креста первой мировой и председателей колхозов, командиров гражданской и солдат Великой Отечественной войны. И обычных людей, которые могли жить рядом с нами.
Портреты написаны с той же любовью и с фотографической точностью – как будто эти люди тоже из семейного альбома. И в каждой из них ощущается присутствие автора.
Ну, как не улыбнуться, увидев, например, картины из серии «Зимние забавы», где художник изображает весёлые гулянья. Он передаёт нам радостную атмосферу времени года. Персонажи катаются на санках, лепят снеговика, ловят снежинки. И не важно в какой стороне бескрайней России живёт смотрящий, будь это юг или север, каждый представляет её именно так.
Крошечная бытовая ремарка дает четкое представление о том поколении и подчеркивает любовь художника к своему герою. Столь безошибочно передать дух времени, которое сегодня называют ретро, мог только большой мастер.
Услышать звонкий детский смех
Специалисты изобразительного искусства относят картины Балакшина к русской классической школе живописи. Усматривают ассоциации с пастелями французов-импрессионистов и большое влияние на его творчество великого Валентина Серова.
Возможно, так оно и есть. Но это лишь пунктиры – мастерство Евгения Балакшина на их фоне остается уникальным.
Доказательством тому – его детские и женские портреты, которые не спутаешь ни с чьей другой кистью. Розовощекая русская красавица с пухлыми губами в расписной шали поверх шубейки с коромыслом на плече на фоне зимней деревни («Субботний день»). Еще одна смеющаяся статная красавица, «кровь с молоком» («В синем платке»). Или еще эта молодая женщина, от которой не отвести глаз («Охапка сена»).
Особое место в творчестве Евгения Балакшина отведено детям. Совсем нетрудно услышать звонкий детский смех, рассматривая детей, катающихся на горке, и резвящуюся с ними собачку («На санках», «С горки», «На ледянках»). Или тихие звуки речной воды у ног босоногого мальчишки, который ловит рыбу («На рыбалке»).
2013 год Евгений Балакшин провел в Париже. Целый год изучал прекрасную романтичную столицу Франции, рассказывал художник в одном из интервью, ходил по музеям и выставкам. И сделал для себя такой вывод: нет ничего лучше русского искусства и русских художников.
В замечательную плеяду живописцев нашей страны по праву можно вписать и его имя. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть его картины, пышущие яркими красками радости и света.