Федор Бруни «Медный змий»

Федор Бруни «Медный змий» – цен­траль­ное про­из­ве­де­ние в творчестве художника и ре­зуль­тат де­ся­ти­лет­не­го тру­да. Оп­ле­тенный зме­ины­ми коль­ца­ми, в пред­смер­тной аго­нии кри­чит по­вер­женный мо­ло­дой муж­чи­на на пе­ред­нем пла­не это­го гран­ди­оз­но­го по­лот­на. Вок­руг не­го ме­чут­ся в ужа­се лю­ди, пы­та­ясь спас­тись от па­да­ющих с не­ба ядо­витых змей. В глу­би­не хол­ста пред­ста­ет гроз­ная фи­гу­ра про­ро­ка Мо­исея: его прос­тертые ру­ки как бы рас­се­ка­ют обе­зу­мев­шую тол­пу на час­ти.

В кни­ге Вет­хо­го За­ве­та «Чис­ла» ска­за­но, что ког­да Мо­исей вы­вел на­род иуде­йс­кий из еги­пет­ско­го пле­на, путь их ле­жал че­рез без­вод­ную пусты­ню, по ко­то­рой они ски­та­лись 40 лет. Пос­ле дол­гих стран­ствий и ли­ше­ний лю­ди взроп­та­ли, и Гос­подь нис­пос­лал на них ка­ру – ядо­витых змей, се­яв­ших му­чи­тель­ную смерть. Они рас­ка­ялись и взмо­ли­лись о про­ще­нии. Тог­да Мо­исей, по ве­ле­нию Бо­га, сот­во­рил мед­ное из­ва­яние змия, и каждый, взгля­нув­ший на не­го с ве­рою, ис­це­лял­ся.

Федор Бруни «Медный змий»

Од­на­ко не спа­се­ние, но, ско­рее, от­ча­яние и страх изоб­ра­жа­ет ху­дож­ник. В пра­вой час­ти кар­тины пре­об­ла­да­ют сле­пой ужас и смя­те­ние: от­шат­нул­ся от пол­зу­щей змеи ста­рик в крас­ном пла­ще, муж­чи­на в раз­ве­ва­юще­йся на­кид­ке пы­та­ет­ся спас­ти свою же­ну. Мо­ло­дая жен­щи­на в по­ло­са­том покры­ва­ле ищет за­щи­ту в объ­яти­ях му­жа; ее черты име­ют сход­ство с италь­ян­кой Ан­же­ли­кой Се­рии, суп­ру­гой ху­дож­ни­ка. С ле­вой сто­роны гос­под­ству­ет дви­же­ние к ко­лон­не с «медным зми­ем»: к ней ус­тре­ми­лись три жен­щины, пот­ря­сен­ная мать при­жи­ма­ет ре­бен­ка к стол­бу. Су­ро­во вы­гля­дят и сам Мо­исей, ох­ва­ченный про­ро­чес­ким поры­вом, и вы­сту­па­ющий сле­ва от не­го Еле­азар в оде­янии вер­хов­но­го жре­ца, и спло­тив­ши­еся вок­руг свя­щен­ни­ки-ле­виты. У ног их – пав­шие ниц, засты­вшие в по­кор­нос­ти лю­ди. Все фи­гуры рез­ко очер­чены и про­пи­саны плас­ти­чес­ки чет­ко, слож­ность ра­кур­сов и эк­спрес­сив­ная вы­ра­зи­тель­ность поз под­чер­ки­ва­ют­ся хо­лодным ос­ве­ще­ни­ем. В хму­ром не­бе, сре­ди рваных туч, раз­ли­чимы па­да­ющие змеи, а зло­ве­ще на­вис­шие вда­ли гро­мады скал и без­жиз­нен­ная ка­ме­нис­тая поч­ва пер­во­го пла­на до­вер­ша­ют впе­чат­ле­ние об­ре­чен­нос­ти.

Кар­ти­на «Медный змий» – са­мая боль­шая в ис­то­рии рус­ской ис­то­ри­чес­кой жи­во­пи­си: ее раз­меры око­ло 48 квад­ратных мет­ров; Фе­дор Бру­ни ра­бо­тал над ней в Ита­лии и впервые по­ка­зал в 1841 го­ду. На сле­ду­ющий год кар­ти­на бы­ла при­ве­зе­на в Пе­тер­бург, где вы­зва­ла мно­го­чис­ленные споры и по­лу­чи­ла не­од­ноз­нач­ную оцен­ку сов­ре­мен­ни­ков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 2 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.