Сколько загадок и тайн хранят портреты знаменитых художников! Одной из таких загадочных картин является портрет кисти русского художника Федора Рокотова, который известен под названием «Портрет неизвестного в треуголке». На портрете изображен молодой человек в самом расцвете сил: яркое, живое лицо так и пышет молодостью и здоровьем. Тщательно выписаны мельчайшие детали костюма и головного убора. Не смотря на довольно мрачную цветовую гамму полотна, изображение производит благоприятное впечатление.
Согласно исследованиям искусствоведов, до недавнего времени считалось, что на портрете изображен некий граф Бобринский, якобы бывший сыном императрицы Екатерины II и ее многолетнего возлюбленного графа Орлова. Однако, при ближайшем рассмотрении лицо персонажа на портрете очень похоже на румяное ухоженное женское лицо. А если принять тот факт, что в те времена в свете довольно распространенными были балы с переодеваниями, то ничего удивительного здесь нет. Это вполне мог оказаться портрет какой-либо дамы из высшего общества, переодетой в мужское платье. Однако реальная история этого портрета гораздо интереснее.
Изначально картина находилась в имении некоего Николая Еремеевича Струйского – довольно известного деятеля своего времени, поэта, издателя и библиофила. В его доме была устроена картинная галерея, которая была составлена в соответствии со вкусами хозяина дома. Современники утверждали, что в картинной галере Струйских висели портреты почти всех членов семейства. Кроме того, Струйский собирал для своей коллекции произведения известных русских и зарубежных мастеров. Среди экспонатов, найденных в запасниках графа, была найдена и эта картина Федора Рокотова. Удивительным было то, что она числилась среди фамильных портретов, а на обороте значилась загадочная надпись, которую долгие годы не могли расшифровать. Тайна загадочного портрета не давала покоя искусствоведам.
Современная наука позволила, наконец, пролить свет на тайну загадочного портрета. Проведенные исследования с помощью рентгенограммы, показали, что изначально на холсте был написан портрет юной девушки. И только спустя какое-то время портрет был несколько изменен, появилось мужское платье и треуголка на голове. Неизменным осталось лишь лицо персонажа. По одной из версий считается, что это портрет первой жены Струйского – Олимпиады Балбековой. Согласно историческим записям, Олимпиада и Николай Струйский венчались в 1768 году и какое-то время проживали в Москве. Струйский безумно любил свою жену и велел написать ее портрет. Однако, вскоре молодая жена умерла при родах, да еще в скором времени скончались две его малолетних дочери-близняшки. Струйский, чтобы как-то пережить свое горе, переезжает в свое имение – деревню Рузаевку.
В скором времени там происходит встреча, которая меняет судьбу самого помещика и судьбу портрета. Искусствоведы считают, что женившись во второй раз, он попросил Рокотова немного изменить портрет своей первой жены, превратив ее в некоего господина, не меняя внешности. Якобы это было сделано для того, чтобы не оскорбить чувств второй жены и иметь возможность любоваться образом своей первой возлюбленной.
Однако, существует еще одна версия, более популярная и менее интригующая. Согласно ей, на полотне изображена княжна Голицына в мужском костюме, та самая, с которой Пушкин писал образ старухи в повести «Пиковая дама».