Несмотря на отсутствие в российских и многих мировых музеях живописных полотен художников из Финляндии, абсолютно нельзя сказать, что мастера из этой романтичной северной страны не оказали никакого вклада в мировую культуру. Можно говорить о том, что большинство финских живописцев во многом оказались первооткрывателями, так как сознательно уходили от принятых в Европе стандартов изображения реальности из-за относительной углублённости в себя, своё собственное прошлое, особенности народной культуры, быта и даже природы.
Становление финской живописи
.
До относительного освобождения Финляндии от владычества Швеции и вхождения этой страны на правах автономного княжества в состав Российской Империи ни о какой национальной и тем более самобытной финской живописи говорить было нельзя. Дело в том, что образование, тем более художественное, могли получать только шведы. Простые же финны таких прав не имели.
Впрочем, большинство первых финских художников, положивших начало славе финской живописи, всё равно были либо шведами по национальности, либо выходцами из шведских семей. Роднило их одно — по духу, а не по крови, они чувствовали себя финнами, детьми именно финской земли, способными воспевать её реалии, быт простого народа, прекрасную природу и показывать существующие в обществе проблемы.
Одним из первых таких живописцев шведского происхождения, сделавший значительный вклад в финскую культуру, стал Роберт Экман. Его считают своеобразным первопроходцем, отцом финской живописи. Период его творчества пришёлся на первую половину 19-го века. В народе и среди знатных людей стали популярны его бытовые картины на самые разнообразные темы, доселе не затрагивавшиеся в живописи, бытовавшей при шведах.
Роберт Экман затрагивал следующие темы:
— быт финских крестьян
— труд финских рыбаков
— жанровые сценки из крестьянской жизни
— фресковые изображения в храмах
— иллюстрации народного финского эпоса «Калевала»
Редко кто из художников первой половины 19-го века, начинавших работать в классическом традиционном стиле, не касался красот финской природы. Лесистые раздолья, суровые гранитные скалы, мощные лесные водопады, бескрайние реки — всё это находило отражение на полотнах финских пейзажистов. К крупнейшим из них относят следующих мастеров, творивших в начале и первой половине 19-го века:
— Вернер Холмберг
— Оскар Клейнех (писал также в стиле маринизм)
— Рейдар Сярястёниеми
Альберт Эдельфельт — открытие истинной Финляндии
Финляндия начала поднимать голову в плане своего обращения к академической форме живописи с самого вхождения в состав Российской Империи, но Европа заметила это только тогда, когда на живописной сцене появился талантливый швед, всей душой ощущавший себя финном — Альберт Эдельфельт.
Он тоже начинал работать в академическом стиле, обучаясь попеременно в Бельгии и Франции, но после многолетней пробы пера решает сменить стиль и становится родоначальником финского реализма, умело сочетающего в себе наработки классического видения окружающего мира и вплетения в него видимого художником финского быта.
Именно этому художнику удалось обустроить финский павильон на знаменитой Парижской выставке 1900 года, когда Европа смогла познакомиться с работами самого Эдельфельта и других финских мастеров.
Эдельфельт одним из первых касается темы финского крестьянства так, что зритель, глядя на его полотна, проникается глубиной трагизма жизненной ситуации, в которой приходится существовать крестьянам, прачкам, лесорубам, рыбакам. Так рождается полотно «Бабы из Руохолахти», изображающее простых пожилых сельчан, занятых неспешной беседой. Одеты они чисто, но бедно, на их лицах — усталость и смирение жизнью
Глядя на сюжеты этих зачастую нелёгких полотен, в душах зрителей, даже знатных, рождались мысли о несправедливости сложившейся социальной ситуации, размышления о необходимости каких-то перемен.
Аксели Галлен-Каллела и национальный романтизм
Настоящим огранённым алмазом, истинным народным самородком стал для живописи Финляндии финский живописец Аксели Галлен-Каллела. На долгие годы он превратился в яркий, самобытный символ зарождающегося финского национального самосознания, выразившегося ярче всего в живописи.
Стоит понимать тот факт, что после долгого засилья шведской культуры, финны стремились заново отыскать себя. В этом им помогал относительный либерализм русских властей, позволяющим обучение на родном языке и не препятствующий пропаганде национальной самобытности в культуре. Галлен-Каллела был родом из шведской семьи, но его финский псевдоним говорил сам за себя — он чувствовал себя финном, и для того, чтобы вернуть к истокам землю, на которой он родился, художник обратился к финскому национальному эпосу «Калевала», который он взялся проиллюстрировать в целой обширной серии масштабных полотен.
При работе с сюжетами эпоса Галлен-Каллела использовал масло и темперу, отчего его картины получались яркими, чистыми по цвету, нестандартными по композиционному решению и впечатляюще монументальными. К числу самых знаменитых полотен финского мастера, хранящихся ныне в Национальном художественном музее «Атенеум» относятся картины.
Кроме того, Галлен-Каллела был привлечён к росписи на национальные сюжеты недавно построенного музея Истории Финляндии в Хельсинки. Проникнутые задумчивым, суровым духом непростой северной романтики росписи великого финского мастера помогали финскому народу подняться на ноги в своей самобытности, снова ощутить величие своей родной культуры.