Франсуа Паскаль Симон Жерар
Франсуа Паскаль Симон Жерар — «художник королей и король среди художников», именно так называли Франсуа друзья его эпохи.
Яркий представитель классицизма, который, за свою недолгую жизнь, всего 66 лет, смог покорить как своих современников, так и нынешнее поколение своими портретами, написанными для королей, баронов, артистов, музыкантов, выдающихся личностей тех времён, а также монументальными картинами исторических событий и битв.
Симон Жерар получил образование в Париже, а родился в Риме, куда и переехал с семьёй. Живописи обучался у Жака Луи Давида, хотя первоначально начал изучать и заниматься скульптурой у Пажу, но вскоре понял, что живопись ему интереснее и стал одним из наиболее успешных учеников для своего учителя.
Знаменитым и востребованным художником Франсуа стал не сразу, его первые картины в 1795-98 году («Велизарий», «Первый поцелуй Амура и Психеи») лишь выявили к нему интерес. Известным же он стал после того, как написал портрет Наполеона I, который, между прочим, сам император и заказал у художника.
Именно этот портрет рассмотрим подробнее. Картина написана по всем принципам и канонам классицизма. Наполеон Бонапарт представлен в мантии царя — правителя с золотым лавровым венком на голове вместо короны, который символизирует победителя. Белое одеяние с золотой вышивкой придают ещё более величественного и высокого оттенка портрету.
Высокий ворот, который закрывает и обрамляет шею, герб на груди и еле заметный верх шпаги, инкрустированный камнями и золотом, всё это придаёт воинственный и гордый вид его владельцу. В целом образ и портрет получился достаточно сдержанным, но по-царски роскошным и величественным.
Именно при написании портретов Франсуа пригодились навыки, полученные от Пажу, потому что его картины приобретали монументальность скульптур, чёткость линий, индивидуальность и неповторимость.
За жизнь у художника были и взлёты, и падения. В последние годы жизни, творца начало подводить зрение и ничего шедеврального он создавать уже не мог, только малозначимые произведения. Франсуа не успел открыть свою школу искусств, но до конца дней в его доме работал салон, куда с удовольствием приходило высокопочитаемое общество, представители которого и были заказчиками художника.