В разных источниках говорится о том, что европейцы в средневековье не мылись, а предпочитали обливаться парфюмом с головы до ног. Развитие парфюмерного дела как раз пришлось на Средние века, когда вокруг бушевала чума и мытьё считалось опасным для здоровья. На Руси же к посещению бани относились более ответственно, но и назвать наших предков самыми чистоплотными тоже будет ошибкой.
Средневековые бани в Европе
Безусловно, в крупных городах строились общественные и частные бани. Но позволить себе их посещение могли далеко не все. Дело в том, что в средневековых поселениях не имели понятия, как устроена система водоснабжения. Густонаселённые районы располагались в основном на равнинах, поэтому для подачи воды нужен был насосы, о которых тогда и слыхом не слыхивали. Плюс ко всему высокая стоимость древесины, которой требовалось очень много для долгого горения дров, также сыграло свою роль.
Ежемесячно из городской казны выделялись средства на содержание общественных бань. Поставкой воды и дров занимались представители аристократии, говоря по-современному — бизнесмены, делающие на этом деньги. Помимо прочего, из-за отсутствия стоков воду из ванн приходилось вывозить вручную и для этого нанимали бригаду, которые не гнушались брать за свои услуги кругленькую сумму.
Естественно, что обеспечить оплату гигиенической процедуры для каждого человека государство было не в силах из-за высокой стоимости дерева. Поэтому плату брали в основном с господ, а их слуги ходили мыться бесплатно.
Об этом рассказывается в «Валенсийском кодексе» XIII века. Также в документе говориться и о том, что посещать подобные места женщины и мужчины должны раздельно. Плюс ко всему один день в неделю выделяли для посещения бани евреями. В общем, несмотря на классовое разделение общества, помыться мог любой желающий.
Под мыльни внутри за́мков отводили комнаты только самые обеспеченные люди. При этом ванны в них были из дорогостоящих металлов. Например, у Карла Смелого была собственная серебряная ванна, которую он брал с собой даже в походы. Герцог знал, что именно этот металл убивает микробы, поэтому предпочитал мыться только в ёмкости из него.
Но к 1526 году отношение к банному делу резко изменилось. На ситуацию повлияла не только эпидемия чумы, но и церковь. Священнослужители считали недопустимым собрание в одном помещении людей без одежды, даже если это касалось мытья. Кстати, священники всеми силами распространяли информацию о том, что баня является источником заразы.
Нидерландский философ в 1526 г. Эразм Роттердамский писал:
Отношение к мытью на Руси
На Руси к бане ещё в древности относились не только как к месту принятия водных процедур, но и как к священному месту. При этом заморских гостей очень удивляли традиции русских. Ещё в «Повести временных лет» говориться о том, как крестивший славян в I веке апостол Андрей дивился тому, как славяне хлестали себя банными вениками. А после восстания в 1606 году против Лжедмитрия, народ обвинил самозванца не только в предательстве, но и в том, что он отказывался каждую субботу ходить в баню.
Ещё стоит вспомнить и указ Петра I:
Ведомо мне стало, что жёны и девицы семей знатных ,одевши на грязное исподнее фижмы из атласу белого, в ассамблеях преют ужасно, издают дух тяжёлый, чем вводят в смущение гостей иностранных. Впредь указую перед ассамблеями ходить в баню и мыться тщательно, без пропуска оных мест. За транскрипцию и знаки препинания прошу меня великодушно извинить.
Из указа Петра Великого
Но на самом деле с мытьём на Руси были не всё так великолепно. Бани строились далеко не на каждом дворе, а большинство людей мылось прямо в печке. Причём это практиковалось и в XX веке. Дров на растопку бань жалели, как и в Европе, так как вырубать лес где попало запрещалось законом «Лесохранительной политики».
Основоположником санитарных норм в России стал швейцарец Фёдор Эрисман только в 1869 году. Научный деятель занимался изучением санитарного состояния предприятий и фабрик, боролся с эпидемией тифа.
Из всего написанного можно сделать вывод, что к мытью в Европе относились с бо́льшей настороженностью, чем на Руси. Но это не значит, что европейцы в средневековье мылись реже. Что там, что у нас всё зависело от возможности платить за доступ в баню или её постройку. А некоторые и сегодня, несмотря на все блага цивилизации не испытывают желания мыться.