Сегодня стало модно огульно обвинять современное искусство в утрате навыков рисования. Однако не все знают о существовании стиля, представители которого могут соперничать с фотографией по уровню реалистичности и мастерства. Гиперреализм, называемый также фотореализмом, возник в 1960 — е годы в США и распространился по всему миру. Сутью метода фотореализма является создание рисунка по фотографии, в точности повторяющего данную фотографию. Зачем с таким трудом создавать копию уже существующего напечатанного изображения? Этот вопрос вызывает немало споров в Интернете и по сей день.
Черты гиперреализма и основные понятия
Самая яркая особенность фотореализма, отличающая его от классического реализма — высочайший уровень реалистичности изображения, недоступное художникам прошлого. Однако в фотореализме присутствуют и другие характерные стилевые черты.
Это беспристрастное изображение действительности. На протяжении 20-го века картины художников выигрывали неравный бой с фотографией за счёт неповторимости авторской манеры и субъективности авторского видения жизни. И именно эта черта в фотореализме отсутствует. Никакой манеры, никаких специфических приёмов, художники как бы отказываются от своей индивидуальности. Однако в наше время гиперреалисты всё же стали привносить в свои картины индивидуальную манеру.
Яркой чертой фотореализма является особое отношение к композиции, несвойственное другим стилям живописи. Не секрет, что фотографический кадр строится несколько иначе, чем картина. Фотореализм часто использует открытую композицию, свойственную фотографии. Также часто на картинах фотореалистов можно увидеть нетипичные для живописи ракурсы.
Отличие гиперреализма в использовании необычных материалов. Для рисования гиперреалистичных картин используется не кисть и карандаш, а аэрограф, позволяющий получить более правдоподобное изображение.
Во многих картинах фотореалистов присутствует лёгкое ощущение загадочности и иллюзорности происходящего. Это ощущение неожиданно роднит фотореализм с сюрреализмом.
Фотореализм – искусство конца 20-го – начала 21-го века, и нет ничего удивительного, что фотореалистов интересует жизнь мегаполисов, причём часто их настроения пессимистичны. Подобно критическим реалистам девятнадцатого века, они изображают на своих картинах неприглядные стороны жизни городов.
Гиперреализм в СССР
В Советский Союз гиперреализм попал из – за рубежа в 1960-е годы. Первыми новое веяние переняли жители самой свободной части СССР – Прибалтики. И, хотя в США и Европе гиперреализм был частью общего движения постмодернизма, в нашей стране фотореализм органически вырос из советского соцреализма, впитав его традиции. Новый стиль не преследовали власти, и, хотя он и подвергался критике, художники выставлялись на официальных выставках. В эти годы было создано множество характерных произведений, выразивших дух эпохи, например, картина «Отец и я», в которой автор, художник Сергей Шестрюк выразил свои пацифистские настроения. В эти годы проявился талант знакового российского фотореалиста Семёна Файбисовича. С подлинным интересом к повседневной жизни Москвы он изображал на своих картинах тишину ночных дворов, засыпанных снегом, быт московского метро.
Если в двадцатом веке художники стремились противопоставить фотографии свой богатый внутренний мир и живость собственных чувств и переживаний, то гиперреализм базируется на живом интересе к фотографии и современных технологиях в этой области. Фотореализм доказывает, что живопись может изображать реальный мир не хуже фотографии и даже лучше неё.
Популярные художники — гиперреалисты
Деннис Войткевич
Американец пишет сочные фруктовые дольки и цветы. При написании картин мастер большое внимание уделяет правильному свету. Иногда он специально ставит зажжёную свечу позади объекта. Художник уверяет, что таким способом можно добиться потрясающего освещения, и глядя на работы можно в это поверить. Писать предпочитает пастелью.
Алиса Монкс
Алиса Монкс наверное самая узнаваемая художница, которая работает в этом стиле. Она родилась в 1977 году, в штате Нью -Джерси. Закончила Новую Школу в Нью — Йорке (частное американское НИИ) и университет Монклер. Основы живописи изучала во Флорентийской академии Лоренцо Медичи.
На протяжении нескольких лет Монкс преподает живопись в специализированных учреждениях образования на территории США, среди которых были Академия искусств Лайма, университет Монклер и др. Художница не раз удостаивалась гранта Фонда Элизабет Гриншилдс. Алиса Монкс является действующим членом попечительского совета Академии искусств в Нью-Йорке. На данный момент художница проживает и творит в Бруклине (Нью-Йорк).
В основном Монкс пишет акрилом. Она объясняет, что это лучший материал для создания идеального изображения близкого к реальности. Все её модели наглядно демонстрируют многообразие изменчивых обликов, которые мы ежедневно наблюдаем. Кстати, мастер часто сама выступает в роли натурщицы.
Вячеслав Грошев
Вячеслав родился в 1974 году в СССР. После окончания учёбы несколько лет преподавал в Строгановке. Заниматься живописью начал только после переезда в Канаду. Мастер предпочитает работать кистью и маслом, обращаясь к темам портретной и жанровой живописи.Также в коллекции художника есть серия картин посвящённых библейским сюжетам.