Глущенко Николай Петрович родился в г. Новомосковск Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область). В 1918 году окончил коммерческое училище в г. Юзовка (ныне Донецк). Вскоре Глущенко был мобилизован в Добровольческую армию Деникина. После поражения Деникина, с остатками белогвардейских частей он оказался на территории Польши. Там попал в лагерь для интернированных лиц, а оттуда сбежал в Германию. Учился в Школе студии Ганса Балушека в Берлине. В 1920-24 гг. занимался в Берлинской высшей школе изобразительных искусств.
В 1925 г. переехал в Париж, где попал под влияние французских импрессионистов К. Моне и В. Ван Гога. Оформил советский павильон Лионской ярмарки. К началу 1930-х годов творческий облик Глущенко окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным манерой живописи. Его работам присущ импрессионизм, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения.
В 1934 году художник совершил творческую поездку в Испанию, на Балеарские острова и Майорку. В 1936 году вернулся в Москву, а в 1944 году переехал в Киев. Живя в Берлине и Париже, Глущенко совмещал работу художника и разведчика. При жизни Николая Глущенко о его амплуа в качестве разведчика никто из знакомых и коллег по творчеству не знал. Он был одним из тех, кто заблаговременно (в январе 1940 года) сообщил советскому правительству о готовящемся нападении фашистской Германии. Информацию о грядущей войне он получил во время выставки народного творчества СССР в Берлине, на которой был организатором.
Глущенко работал в различных живописных жанрах, но любимой его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1969 г.), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из поездок по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.
Художник был дисциплинированным и требовательным к себе. Ежедневно в 9 он был уже в мастерской. Благодаря этому за свою творческую жизнь создал более 10 тысяч произведений, среди которых основное место занимают пейзажи.
Исследователи отмечают, что Николай Глущенко оставался импрессионистом до конца жизни, несмотря на то, что господствующим художественным направлением в те годы был соцреализм.