Григорий Шилтьян был очень гостеприимным хозяином. Дом художника в Милане называли островком русской культуры в Италии. В 1959 году в гостях у художника побывала семья Михаила Шолохова.
Известно, что дочь знаменитого писателя в своих воспоминаниях очень тепло отзывалась о творчестве Шилтьяна: «В Европе господствовал примитивизм в живописи, а Шилтян в противовес этому направлению писал свои картины в подчёркнуто реалистическом, даже натуралистическом стиле».
И это очень точная оценка работ художника. Интересно, что Шилтьян выдерживает сравнение с некоторыми из признанных мастеров советского искусства. При рассматривании его работ вспоминается, например, выразительный и богатый метафорами стиль Дмитрия Жилинского или картины художников «сурового стиля».
В 1970-е годы в СССР начался новый виток критики модернистских направлений в живописи. Несмотря на то что в крупных музеях организовывали очень интересные выставки зарубежного искусства, в стране регулярно выходили сборники статей, содержащие резкую критику современных направлений в живописи.
Среди этих направлений был и фото-реализм, который клеймили как идеалистическое искусство, не имеющее ничего общего с жизнью. Критика фото-реализма касалась творчества Чака Клоуза и других мастеров Европы и Америки. К счастью, Шилтьяна не было среди имён, подвергавшимся нападкам, но в СССР и не было статей с разбором его оригинального стиля.
Филателист
В 1968 году на почтовой марке Кубы было репродуцировано полотно Шилтьяна «Филателист». Образ чудака-коллекционера, которого можно считать полностью отрешённым от жизни, относится к числу юмористических произведений Шилтьяна (хотя в живописи он редко шутил). Художник всегда был внимателен к бытовым подробностям, поэтому тщательно вырисовывал все предметы быта, находившиеся в комнате коллекционера.
Григорий Иванович был первым русским эмигрантом, марка с репродукцией картины которого оказалась официально доступной нашим коллекционерам, так как марки Кубы свободно продавались в СССР.
Эстетика, выработанная реалистами века и преобразованная юмором Шилтьяна, проявляется здесь со всей полнотой. Филателист в целом симпатичен зрителю, но он показан неряшливым и отрешённым от жизни человеком. К сожалению, мы не знаем, каких именно коллекционеров знал автор произведения, действительно ли он считал их неряхами и относил ли себя к последователям фото-реализма при создании этой картины. Отметим лишь, что с этой маркой в наш почтовый обиход вошло русское зарубежье, и это событие тоже можно считать важным.
Хочется верить, что запоминающиеся полотна Григория Шилтьяна ещё найдут дорогу к российским любителям искусства, а историки культуры узнают больше о том, как художник строил свои отношения с деятелями советского искусства.