В данном случае, русская иконопись впервые обращается к жанру батальной сцены, отсутствующему в византийской живописи. Основой сюжета послужило историческое событие – победа новгородцев над суздальским войском 25 февраля 1170 года под командованием князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского. По легенде, эта победа была обретена благодаря чуду, произошедшему при участии данной иконы.
На верхней части иконы изображено торжественное перенесение святыни к главному храму Новгорода – Софийскому собору. В центре встречаются послы двух враждующих сторон, после чего начинается сражение – стрелы летят в защитников Новгорода, поражая как икону, так и их. «Богоматерь Знамение» «отворачивается» от суздальцев, изливает слезу, и над войском захватчиков наступает тьма. В нижней части иконы представлен результат чуда, произошедшего под покровительством Небесной заступницы.