View Categories

Рогир ван дер Вейден Снятие с Креста

Время на чтение: 1 мин. чтения

Рогир Ван дер Вейден (ок. 1399-1464), считающийся одним из величайших мастеров фламандской живописи, с необычайной энергией продолжил дело своего земляка Яна Ван Эйка; однако отсутствие подписи и даты на приписываемых ему картинах сделало реконструкцию его карьеры довольно проблематичной. Он родился в Турне, позже переехал в Брюссель; здесь, в 1435 году, он документально зафиксирован как «официальный художник» двора и здесь он осуществлял свою деятельность в течение многих лет, вплоть до своего переезда в Италию, где он пробыл несколько месяцев между 1449 и 1450 годами.

1562
Рогир ван дер Вейден Снятие с Креста

Рогир Ван дер Вейден научился у Ван Эйка тщательному вниманию к деталям и изучению световых эффектов; однако, в отличие от мастера, в своих картинах он придавал большее значение человеческому присутствию, иногда жертвуя пейзажем или архитектурным фоном.

Его самая известная работа «Снятие с креста» , находящаяся сейчас в Прадо, представляет группу из десяти персонажей, собравшихся в неглубокой нише, переполненных в пространственном состоянии, которое кажется клаустрофобным и едва вмещает всех персонажей сцены. Стройное и бескровное тело Христа помещено в центре композиции по диагонали с раскрытыми руками, что отсылает к теме Страстей и его крестной смерти. Вторым главным персонажем композиции является упавшая в обморок мать Христа — Мария.

Здесь мастер нарушил правила голландской живописи и изобразил Богоматерь в том же горизонтальном положении, что и Иисуса. Исследователи считают, что таким образом, Рогир придал сцене мистической сущности, которая отражает духовную связь между матерью и сыном, предлагая зрителю сопереживать трагическое событие вместе с героями полотна.