Японцы известны в художественном мире своим высоким вкусом. В Корее, Вьетнаме, Японии и Китае получила распространение изящная традиция восточной живописи, имеющая мало общего с европейским реализмом, и при этом по своему качеству не уступающая лучшим образцам европейского искусства.
Жанры, темы и сюжеты восточного стиля
В Японии и Китае существует своя собственная система жанров. Прежде всего, это разделение на изображения маленьких природных объектов («цветы и птицы») и крупных пейзажей («горы и воды»). Изображения насекомых, веточек, цветов, фруктов и птиц особенно развито в восточной культуре, и это неудивительно.
В Восточной и Юго – восточной Азии сталкиваются буддизм с его глубоким уважением к природе и полуязыческий японский культ синто, в котором природа наделяется особой духовностью. Поэтому отношение к природе как к важной части жизни восточные люди впитывают с молоком матери. Кроме обычных картин красками, в Японии и Китае развита техника тушевой графики.
Если у европейских художников тушь – это главным образом строгая отмывка (постепенное нанесение влажных красочных слоёв без разводов), почти чертёж, то для японца это живая и свежая техника. Изображение наносится пятнами. В уникальной тушевой графике можно увидеть особенность восточного отношения к живописи. Если в России и Европе принято ценить тщательно прописанные и детализованные полотна, то в Японии важно, наоборот, убрать всё лишнее, и чем меньшим количеством линий художник сможет выполнить свою задачу, передать самое главное, тем большего мастерства он достиг.
Различия между Китаем, Японией и Кореей
Хотя живопись разных восточных стран, связанная с японо – китайской традицией, выглядит практически идентичной, эти страны различаются по чувствам, которые выражает их искусство. Так, в Китае главный принцип искусства – передать жизненный оптимизм. Этот принцип нашёл отражение в пышных китайских садах. Культура Японии, напротив, тяготеет к печали и задумчивости. Так, в японском садоводстве распространена тема ручьёв, бегущих по песку у пустынного берега моря. В китайском искусстве больше религиозных символов, а в японском – поэтических. Корейское искусство, кроме типичных для Японии тем и жанров имеет также свой собственный жанр – изображение книг как символа учёности. Этот жанр используется и сегодня в корейском фотореализме.
Особенности восточного стиля
На Востоке в древности не знали о воздушной перспективе, зато изобрели специфический приём, который позволяет отделить планы картины с помощью осветления и затемнения. При этом сами фигуры почти не имеют светотени и изображены с помощью цветных плоскостей, часто разделённых чёрными линиями. Такая манера чем – то напоминает цветной витраж. В японской живописи часто можно встретить вытянутый вертикальный формат. Это связано с тем, что поверхностью для живописи часто служил свиток.
К картине часто прилагались стихи, оформленные каллиграфическим почерком. Вообще, тесная связь изображения и слова типична для самых разных восточных культур, не только для японцев, но и для арабов. При этом, даже если картины изображают популярные в японском искусстве сцены из театра, в них нет ни сюжета, ни действия.
Вместо этого зритель должен любоваться орнаментальными деталями. Вообще декоративная составляющая японского искусства играет очень важную роль. На картинах часто кривые, грубые линии соседствуют с тонкими узорами и цветами (как, например, в изображении сакуры), создавая ощущение гармонии, которая служит главным отличительным признаком японской и китайской культуры.
Восток и современное искусство
После того, как в Японии началась эпоха Мэйдзи, а англичане захватили Китай, на Восток проник европейский академизм. Особенно усилилось влияние реализма в Китае и Корее во времена начала коммунистической эпохи. Однако китайцы даже во времена Мао не предали забвению тушевую графику, а с началом реформ Дэна Сяопина быстро освоили современное искусство.
Искусство Южной Кореи в двадцатом веке претерпело множество изменений, в нём были периоды и абстракционизма с собственным национальным лицом, и периоды реализма, и периоды искусства, больше похожего на поп – арт. Сегодня традиционное искусство не забыто, не пропал и традиционный высокий вкус. И верны слова одного из ведущих современных дизайнеров, который сказал в своём недавнем интервью, что европейцу трудно работать для японцев, ведь они всегда чрезвычайно требовательны к эстетическим качествам произведений искусства и дизайна!