Хрисипп из Сол, который умер от смеха
Хрисипп из Сол, живший в III веке до н.э., причисляется к самым значительным стоикам. Именно этот учёный, связанный с древними Афинами, оформил концепцию подавления эмоций в стройную философскую систему. Однако его прощание с миром было не совсем стоическим. Действительно ли он умер так, как утверждается, от смеха?
Хрисипп был выдающимся представителем античности, если кто-то сомневался в этом, достаточно было спросить его самого. Очевидно, один афинянин так и поступил.
Один из отцов стоицизма
Спросив Хрисиппа, к какому учителю философии он должен отправить учиться своего сына, великий стоический мыслитель ответил: «Ко мне, ибо если бы я считал, что есть кто-то лучше, я бы пошёл к нему брать уроки философии».
Хрисипп действительно учился у двух великих философов того времени после того, как переехал в Афины из Сол в Малой Азии около 250 года до н.э. Он читал и развивал оригинальные труды Зенона из Китиона, основателя стоицизма, направления философии, сосредоточенного на наложении дисциплины на эмоции и подавлении удовольствия и боли.
Кроме того, он был настолько выдающимся учеником другого великого стоика, Клеанфа, что когда последний скончался около 230 года до н.э., именно Хрисипп занял его место в великой троице стоиков.
Стоицизм процветал как в Древнем Риме, так и в Греции, и эта философия, основанная на личной этике, основанной на логике, а не на страстях и эмоциях, была постоянной нитью в повествовании о западной культуре, которая возродилась как в эпоху Возрождения, так и в более современные времена.
Хрисипп был настолько доминирующей фигурой в этой тенденции, что на протяжении веков девизом стоиков было: «Если бы Хрисиппа не существовало, не существовало бы и стоиков». Название «стоик» происходит от греческого слова stoa, означающего портик — вид общедоступного, крытого места для прогулок и встреч.
Он написал более семисот работ по философии, и одна пожилая женщина, жившая с ним, утверждала, что Хрисипп выдавливал из себя до пятисот строк этой своей мудрости в день. Короче говоря, он был философским тяжеловесом.
К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной его работы, и бо́льшая часть современных знаний о нём почерпнута из цитат, позже использованных другими философами. И из причудливой истории о том, как он умер. За это историки могут быть благодарны запискам Диогена Лаэрция, который описал две различные версии смерти великого философа, записанные примерно через триста лет после рокового происшествия.
Две версии
Обе версии начинаются с одного и того же момента: Хрисипп провёл целый день на сто сорок третьих Олимпийских играх, после чего присутствовал на пиру, во время которого выпил действительно приличное количество вина.
Возвращаясь домой, он увидел пожилую женщину, кормящую фигами осла, и, находясь в состоянии опьянения, нашёл это совершенно уморительным. В пьяном тоне он через некоторое время подбадривал её: «А теперь дай ослу чистого вина».
Ну, этого было более чем достаточно. Осёл начал резко тянуть вино, и Хрисипп не смог удержаться от истерического смеха. Известно, что философ смеялся довольно необычным образом, особенно когда немного выпьет. Диоген Лаэрций отмечал, что философ сохранял полную неподвижность верхней части тела, но с диким энтузиазмом двигал ногами, много смеясь при этом.
Как бы то ни было, в тот день он засмеялся при виде осла, поедающего инжир и запивающего его вином. У семидесятитрёхлетнего старика изо рта начала идти пена, он всё ещё громко отплёвывался, а затем умер, хотя посторонние безуспешно пытались ему помочь.
Один из отцов-основателей философского движения, адепты которого старались подавлять свои эмоции, потерял жизнь от истерического смеха. Для тех, кто любит превосходные примеры иронии, история наверняка станет лакомым кусочком.
И хотя Лаэрций сам сообщает эту версию событий, позже он также добавляет комментарий, в котором указывает, что, по его мнению, Хрисипп, вероятно, умер от алкогольного отравления.
Он признавал, что трудно поверить, что кто-то действительно мог лишиться жизни из-за того, что его позабавил вид опьяневшего осла, хотя он, конечно, хорошо знал историю греческого художника Зевксиса из Гераклеи, который выставил себя на посмешище в V веке до н.э., написав Афродиту старой женщиной, вместо того чтобы обратиться к её обычному изображению молодой богини любви и красоты. Зевксис нашёл свою карикатуру настолько забавной, что и сам рассмеялся до смерти. Греки утверждали, что это была форма божественной мести.