Художница Эвелин де Морган: мифология и спиритизм

Её картинами с сюжетами из античных мифов украшают блоги и статьи о прерафаэлитах. На самом деле, она была только последовательницей прерафаэлитов. И стала даже успешней, чем многие из них. Ведь её произведения знают даже те, кто ничего не слышал об их авторе.

30 августа 1855 г. в Лондоне, в семье юриста Персиваля Пикеринга и его супруги Анны Марии Стэнхоуп, родилась девочка Мэри Эвелин. Её дядя — художник-прерафаэлит, Джон Спенсер Стэнхоуп, и это сыграло большую роль в судьбе девочки.

В Британии XIX века мальчики учились в пансионах, а девочек учили дома. Обучение вне дома девочки могли получить, если их готовили в гувернантки или в компаньонки одиноким немолодым леди. Будущее Эвелин, как и любой благовоспитанной британской девушки из хорошей семьи, было в замужестве, и она постигала науки дома. Анна Мария имела современные взгляды на образование, поэтому в расписании уроков Эвелин было: изучение пяти иностранных языков, история, рисование, античная мифология и многое другое.

image 251
Художница Эвелин де Морган. Ночь и сон
image 252
Художница Эвелин де Морган. Флора

Эвелин и стала бы прекрасной женой настоящему джентльмену, но… С раннего детства она хотела стать художницей и писать большие картины. Организовывать свои выставки и даже продавать свои полотна. Это были очень непристойные мысли для девушки из состоятельной семьи. Её поддержал дядя. Прерафаэлиты выступали за появление женщин в искусстве.

В 1870 г. парламент Британии принимает закон об образовании для всех детей. Стэнхоуп даёт 15-летней племяннице уроки живописи, которые продлятся 3 года. В 17 лет Эвелин пишет: «Искусство вечно, жизнь коротка!» — и добавит: «Мне нельзя терять ни минуты».

Имея хорошую подготовку, Эвелин в 18 лет поступает в Школу изящных искусств Слэйда, как самая юная студентка. Класс ведёт сэр Эдвард Пойнтер. Вскоре она признаётся самой успешной ученицей и выигрывает подряд несколько конкурсов. Родители несколько раздражены, но успокаивают себя тем, что девушки их круга рано замуж не выходят. Они принимают решение присматривать жениха после учёбы дочери.

image 253
Художница Эвелин де Морган. Королева Элеонора и безгрешная Розамунда
image 254
Художница Эвелин де Морган. Ангел смерти

Завершив образование, Эвелин переезжает к дяде в Италию. Здесь трудно встретить достойного английского джентльмена, но зато невероятное количество шедевров эпохи Возрождения. Девушка целые дни проводит, осматривая достопримечательности. В основном, конечно, музеи и галереи. Вечерами она беседует с дядей о различных стилях в искусстве, а затем возвращается домой, чтобы провести свою первую выставку. Пишет своё полотно «Ариадна на Наксосе».

Благодаря знакомым дяди и своим персональным выставкам, Эвелин имеет возможность общаться с видными представителями прерафаэлитов. Она знакомится с Данте Габриэлем Россетти и Уильямом Хантом, а Джорджа Фредерика Уоттса она знала давно. Они собираются и дискутируют о технике в живописи, намечающейся эволюции в искусстве…

image 255
Художница Эвелин де Морган. Дриада

В 1883 г. 28-летняя Эвелин встречает 44-летнего писателя Уильяма де Моргана, который в душе считает себя художником по керамике. Его мать, София де Морган — писательница-спиритистка, выступающая за права детей. Отец — известный шотландский математик, Огастес де Морган, сформулировавший т. н. закон Моргана. Сестра писала сказки с трагическим концом, которые не пользовались популярностью у читателей. У семьи Пикерингов знакомых вроде Уильяма уж точно не могло быть!

В 1887 г. Эвелин и Уильям сыграли скромную свадьбу и сразу приступили к экспериментам с красками. Эвелин хотела, чтобы её произведения привлекали посетителей выставок яркой палитрой масляных красок, но таких ещё не производили. В результате многочисленных экспериментов супруги нашли способ, используя глицерин, создать желаемый эффект.

image 256
Художница Эвелин де Морган. Только земное
image 257
Художница Эвелин де Морган. Поклонение маммону

В Викторианскую эпоху британцы массово интересуются мистикой, Супруги тоже увлеклись модным трансовым письмом и в 1909 г. они выпустили сборник «Результаты эксперимента». Аллегория, спиритизм часто присутствуют в произведениях Эвелин.

В семье царит гармония и взаимное уважение. Эвелин продавала картины, чтобы муж смог провести эксперименты с керамикой, а Уильям гонорары за книги тратил на краски и глицерин для супруги. Позже Уильям оставил свои занятия и получил признание как писатель.

Супруги де Морган с 1889 по 1913 г. принимали активное участие в движении суфражисток.

С наступлением ХХ в. картины Эвелин покупали уже не так охотно, мир увлёкся модерном. Но во время I мировой войны почти весь свой заработок Эвелин передавала на нужды Красного Креста. Трагедию I мировой войны пацифистка Эвелин де Морган выразила в «военной серии» из 15 полотен.

image 258
Художница Эвелин де Морган. Ариадна на Наксосе
image 259
Художница Эвелин де Морган

А потом мир стал другим: холодным и одноцветным. Супруги всё чаще ощущали себя лишними в этом непонятном мире и ушли. Уильям скончался в 1917 г. Эвелин последовала за ним 2 мая 1919 г.

Пройдёт почти столетие, будут изобретены соцсети, и полотна Эвелин де Морган вновь обретут популярность. Она создала особый мир женских образов. Её любимая модель — няня её сестрёнки, Джейн Хейлз. На её полотнах можно увидеть сильную и спортивную женщину, которая самодостаточна и поэтому уверена в своих силах.

На картинах поражает прекрасная пластика и пропорции фигур, наряды и драпировки. В цветовой гамме преобладают сложные тона. Именно это позволяет с первого взгляда узнать работы Эвелин 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − 4 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.