Художник Эдмунд Блэр Лейтон прославился благодаря написанию картин на исторические темы, романтическими сюжетами. Галантные кавалеры в кружевах, рыцари в сияющих доспехах, свадебные мотивы, настроения Регентства и Средневековья — всё это картины Эдмунда.
Блэр Лейтон родился в семье художника Чарльза Блэра Лейтона (1823–1855) и Кэролайн Лейтон (урождённая Бузи). После окончания школы пошёл работать в чайную лавку и параллельно посещал занятия по искусству в Южном Кенсингтоне. Когда юноше исполнился 21 год, его приняли в Королевскую Академию художеств. Тогда же он получил свой первый заказ от журнала Cassell’s Magazine — это был ряд графических чёрно-белых иллюстраций. После сдачи заказа художник отказался от монохромных картин и начал писа́ть маслом.
Лейтон получил репутацию дотошного художника. Его стиль называли слишком реалистическим. В конце XIX века редко кто писал тщательно прорисованные картины, а о таком понятии, как фотореализм, даже не слышали. Поэтому Эдмунда и считали слишком придирчивым мастером. Художник входил в группу прерафаэлитов и поддерживал коллег. Однако стиль, направление и темы его картин совершенно непохожи на те, что писали борцы с условностями Викторианской эпохи.
Полотна Эдмунда Блэра рассказывают истории о рыцарях или посвящены известным романам той поры. В сюжетах отсутствуют тайные символы, замысловатые аллюзии, которые нужно додумывать.Также маэстро всячески избегал тематики «о проблемах», которая тогда была очень популярна. Несколько сюжетов рассмотрим подробнее.
В 1883 году художник написал картину «Абеляр и его ученица Элоиза», которая рассказывает печальную историю о романе между писательницей Элоизой д’Аржантей (ок. 1100–1163) и Петром Абеляром (ок. 1079). -1142) — средневековым французским философом.
Следует отметить картину «Брачный союз». В центре полотна художник поместил женщину, которая подписывает бумаги о заключении брака. Солнечный свет, который пробивается сквозь решётки на окнах, ещё больше подчёркивает образ невесты. Также центральным элементом полотна стал нарядный венок и тончайшая фата женщины.
Картина «Леди Годива» была написана в 1892 году, и она стала одной из немногих, где девушка одета. Практически все великие мастера, которые обращались к данному сюжету, писали Леди без одежды и сидящей верхом на лошади. Напомню, что легенда рассказывает о жене графа Мерсии, которая в знак протеста против высоких налогов, проехала по улицам верхом абсолютно без одежды.
Следующая картина посвящена Елизавете Венгерской, которая построила больницу и ухаживала на добровольной основе за больными. Прожила девушка всего 24 года. Примечательно, что художник не показал Венгерскую в роли медсестры, а решил изобразить сцену, как она раздаёт хлеб беднякам.
Картина «Во время опасности» была представлена Лейтоном на выставке в 1897 году в Королевской Академии. Семья подъехала к дверям монастыря в поисках укрытия от надвигающейся опасности. Ещё в XIV веке представители аристократии часто прятались в подобных местах в период военных действий и мятежей.
Ален Шартье прославился как оратор, писатель и поэт. Однажды, дочь короля Шотландии Якова I прогуливалась с фрейлинами по саду. Увидев спящего поэта, девушка подошла и поцеловала его! Красивая история, но всего лишь легенда. На самом деле, поэт приезжал просить руки дочери короля, когда ей было всего 4 года. Но так и не дожил до свадьбы. А Маргарет скончалась от пневмонии в двадцатилетнем возрасте.
Сюжет был очень популярен у прерафаэлитов. Картина стала своеобразным символом любви. В ней воплотились идеалы, близкие по духу людям того времени — воспевание красоты, восхищение прекрасной женщиной и совершенной любви. В основу сюжета легла история о короле Кофетуа, который терпеть не мог женское общество, пока не повстречал нищую девушку, в которую влюбился до беспамятства.