Художник Франсуа Буше
Франсуа Буше, известный французский художник, декоратор, гравер и иллюстратор, оставил неподражаемый след в искусстве рококо. Автор множества гравюр, декораций для спектаклей и оперных постановок, королевских шпалерных мануфактур и миниатюр, он также расписывал изделия из севрского фарфора и веера. Не зря называли его «Первым живописцем короля». Буше был директором Королевской академии живописи и скульптуры и удостоился многочисленных почестей.
Хотя Франсуа Буше был обвинен в безрассудстве и назывался фривольным художником, его творческая личность была намного более многогранной, чем многие предполагали. Его работы были богаты и разнообразны, не поддаваясь опрометчивым суждениям. В его картинах отражалась французская придворная жизнь. На пике славы его называли «живописцем нации» и «певцом красоты и полноты жизни». Однако в зрелости Буше разочаровался и в жизни, и в своем художественном таланте, во многом из-за мнимых доброжелателей.
Детство и юность Франсуа Буше
Родился художник 29 сентября 1703 года в Париже, Франсуа Буше проявил свое стремление к живописи еще в детстве. Его отец, Николя Буше, также был художником и рисовальщиком, создавал узоры для рукоделия и продавал жанровые зарисовки и гравюры. Франсуа начал помогать отцу и разрабатывал собственные сюжеты для эскизов и пейзажей, часто списывая их с природы.
Отцу быстро стало ясно, что его сын обладает исключительным талантом, и он договорился с художником Франсуа Леманом о его обучении. В течение следующих шести месяцев Буше провел ученический период с Леманом, усваивая его технику рисования. Несмотря на это, Франсуа никогда не испытывал глубокой благодарности или теплых чувств к этому периоду своей жизни.
В 1720 году молодой человек присоединился к мастеру гравюры в качестве ученика. Это позволило ему начать зарабатывать самостоятельно и отказаться от финансовой поддержки отца. Важно отметить, что в это время он активно устанавливал полезные связи, которые помогали ему в реализации его произведений. При выполнении заказов начинающий гравер всегда старался учесть все пожелания и требования клиентов, чтобы удовлетворить их полностью.

Некоторое время спустя, Буше начал создавать иллюстрации для печатных изданий и работал над оформлением «Французской истории» Габриэля Даниэля. Каждый созданный им эскиз становился все более совершенным, и он использовал пастель и уголь в своей работе. За один из своих эскизов молодой художник даже получил премию.
В 1723 году Буше отправил одну из своих работ на академический конкурс и получил за нее награду. Это дало ему возможность отправиться за границу. Во время своей поездки в Рим он познакомился с классической итальянской живописью, хотя она его не особенно впечатлила. Однако, по возвращении домой, живописец создал целую серию тематических полотен, которые прославили его.
К к 1730 году Франсуа Буше уже завоевал известность как художник, создавая интерьерные произведения и декорации для постановки «Персей». В это же время он создал непревзойденные изделия из фарфора, разработал эскизы для гобеленов и написал картину «Ринальдо и Армида», которая сейчас находится в национальном музее.
Параллельно с этими маленькими работами Буше также занимался созданием монументальных произведений, которые украшали апартаменты Версаля, принадлежащие королевской семье. В своих картинах художник часто использовал мифологические сюжеты и аллегории. Портреты придворных и правителей были выполнены в стиле рококо.
В 50-х годах, уже как профессор Королевской академии в Париже, Франсуа сосредоточился на гравюрах. В этот период он выпустил серию тематических работ. Кроме того, художник любил гулять по предместьям Парижа, наслаждаться окружающей красотой и затем изображать увиденное на холсте, используя масляные краски. Так появились многочисленные пасторали и пейзажи Франсуа Буше.
Картины Франсуа Буше
Он был талантливым рисовальщиком и использовал не только пастель, но и гуашь. Художнику нравилось сочетание черного и белого мела с сангиной. Он создавал рисунки в «три карандаша» на тонированном в коричневый оттенок листе бумаги. Это позволяло ему создавать изысканные цветовые эффекты. Буше стал автором более сорока эскизов, вошедших в шесть серий шпалер, таких как «История Психеи», «Сельские празднества», «Любовь богов» и «Китайская серия». Его рисунки украшали фарфор и использовались для создания бисквитных фигурок, изображающих детей и пасторальные сцены, такие как «Маленький садовник», «Едоки винограда» и «Продавец бубликов».
Аристократы были в восторге от позирования для так называемых «портретов-состояний». Эти полотна изображали человека в полный рост с кукольным лицом, выполненным в насыщенных ярких тонах. В настоящее время существуют многочисленные фотоальбомы и каталоги, в которых собраны лучшие портреты, созданные Буше, такие как «Женская голова, или Пробуждение», «Светловолосая одалиска» и портрет маркизы де Помпадур.

Франсуа, хотя и не был известен как портретист, часто обращался к этому жанру, особенно когда рисовал портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Его первый портрет маркизы был написан в 1756 году. На картине знатная дама изображена в шелковом платье, держа книгу в руках. Она стоит перед фортепиано в своем модном будуаре в замке Бельвю.
Все картины Франсуа характеризуются теплой оливково-коричневой палитрой. Художник любил сочетать несколько доминирующих цветов, придавая всей палитре изысканные тональные соотношения. По мнению Дидро, Франсуа обладал широким и величественным стилем, с сильными и точными цветами. Вместе с декоративной величественностью, образ маркизы был проникнут интимным и личным чувством, что отличает эти портреты от других работ художника.