Художник Густав Климт
Существует своеобразное искусство поцелуя мужчины и женщины. Художники изображают его, чаще всего, таким же, как в жизни: нежным и ласковым, как дуновение ветерка, игривым и фривольным, робким и целомудренным или жарким, как африканское сафари.
Совершенно особенный поцелуй запечатлел в своей картине с таким же названием знаменитый австрийский живописец Густав Климт.
В этом поцелуе есть и страсть, и чувственность, и нечто ещё — загадочное и мистическое. На цветущей поляне, слившись в объятиях, стоит молодая пара. Золотой фон и сверкающие чудесным орнаментом одеяния, как на византийских мозаиках, делают их похожими на святых — это Адам и Ева. Вкусив запретный плод из райского сада, они познали наивысшее упоение любви.
«Поцелуй» — самая известная картина Густава Климта. Считается, что в образе Адама художник изобразил себя, а в образе Евы — свою «вечную любовь» Эмилию Флеге. Климт действительно любил её всю жизнь, но женаты они не были. Эмилия приходилась художнику родственницей (на её сестре был женат его брат Эрнст, умерший в 1892 г.), поэтому он мог проводить с ней всё время, не нарушая приличий.
Высокообразованная и современная, она была для него и интеллектуальной соратницей, и возлюбленной.
Сегодня Климт считается крупнейшим художником ХХ века, а при жизни его прославляли и критиковали, боготворили и высмеивали. Талант художника у Климта проявился очень рано. Ещё во времена студенчества, когда он учился в Школе прикладного искусства, в соавторстве с младшим братом Эрнстом и своим другом Францем Матчем он делал декоративные росписи в честь праздничного шествия, посвящённого свадебному юбилею императорской четы.
Затем, за росписи, сделанные в венском Бургтеатре, которому покровительствовал сам император, художникам был пожалован Золотой крест. К тридцати годам Климт стал весьма почитаемым мастером, и казалось, что ему уготована успешная карьера светского живописца, декоратора и профессора Академии. Но ничего подобного не произошло, потому что в 1892 году мировоззрение художника кардинально изменилось. Что послужило причиной, трудно сказать, Климт всегда был очень сдержанным и замкнутым человеком. К тому же, он начинает разочаровываться в искусной, но условной манере живописи.
Размышления художника о вечных проблемах бытия, о жизни и смерти нашли отражение в картинах, заказанных для актового зала Венского университета. Климт создал беспощадный образ человеческого существования, переполненного болью, страданием и смертью. Эта работа вызвала настоящую бурю критики. Дело кончилось тем, что в 1905 г. Климт занял деньги, вернул аванс и оставил картины себе, к счастью он не испытывая материальных трудностей и мог идти своим путём.
Но всё же творчество Густава Климта ассоциируется, прежде всего, с женскими образами. Он создал целую галерею роковых женщин. В его картинах весьма важная роль отводится платью и фону. Причём орнаменты Климт выписывал с такой ювелирной тщательностью, что холст превращался в произведение прикладного искусства.
В 1903 г. художник дважды посетил Италию и был покорён золотыми мозаиками Равенны. Так в его творчестве наступил «золотой» период. Известны три его мозаики из мрамора, инкрустированные золотом, эмалью и полудрагоценными камнями.
Для Климта любовь и смерть неразделимы, но, несмотря на это, его картины исполнены радости и восторга перед красотой жизни. Он верил, что любовь обладает мистической властью, способной сделать человека бессмертным.