Константин Маковский, будущий талантливый художник, родился в Москве в 1839 году. Его отец был художником-любителем, а все дети семьи, включая Константина, в будущем выбрали творческие профессии. И это не удивительно, ведь отец рисовал, а дом Маковских часто посещали известные художники, такие как Тропинин и Брюллов. Отец сделал большой вклад в искусство, основав «натурный класс», который впоследствии стал основой Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Константин всегда вспоминал свое детство и приписывал свои достижения именно отцу, а не преподавателям и профессорам.
В 1851 году Константин поступил в училище живописи и ваяния в Москве. Он стал одним из самых талантливых студентов, получая множество премий и наград. Его учителями были живописцы, сами учившиеся у Брюллова. Влияние этого великого мастера на Маковского объясняет романтизм его работ.
В 1858 году молодой художник был принят в Петербургскую Академию художеств. Он активно участвовал в выставках, организованных академией.
Во время обучения произошло неожиданное событие. Четырнадцать студентов, включая Маковского, были выбраны академией для участия в конкурсе за Большую золотую медаль. Однако студенты восстали против заданной ими темы и отказались писать картину. За проявленное противодействие они были жестоко наказаны — отчислены без дипломов.
Популярность и расцвет таланта художника
Маковский не сразу нашел свой стиль и направление в живописи. После окончания учебы он хотел сотрудничать с передвижниками — группой художников, стремившихся отражать жизнь народа на своих картинах.
С 1870 года Маковский стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок». Вначале он просто участвовал в деятельности организации, а затем стал частью ее руководства.
В этот же период он отправился в путешествие, посетил множество стран Европы, включая Болгарию, Италию, Германию и Францию. Позднее он посетил Ближний Восток и Египет. В это время Маковский встретил свою будущую жену, красавицу Леткову, которая стала одной из его главных моделей. В его работах начали выделяться новые черты, главное внимание уделялось форме и цвету.
В 1880-х годах Маковский пережил новый взлет своей карьеры. Его привлекали портретистика и создание массовых исторических полотен. Его картины были изумительно красивыми, с притягательными образами людей и роскошным декором. За свои труды художник получал большие деньги.
В 1915 году Маковский отметил 50-летие своей творческой деятельности. Но в том же году произошла трагедия — художник попал в аварию и скончался. Его похоронили в Петербурге, но его могила со временем не сохранилась.
Личная жизнь Константина Маковского
Маковский был обласкан вниманием женщин и был женат трижды. В первом браке художник женился на драматической театральной артистке, у них родился сын. Через 7 лет Маковский овдовел.
Второй брак состоялся с Юлией Летковой, известной петербургской красавицей. Она и ее сестра часто позировали для Маковского. У пары родились двое сыновей и дочь, но в конечном итоге они разошлись.
Третий брак Маковского был заключен в 1898 году с женщиной по имени Мария, у них родилось четверо детей.
Интересные факты из жизни художника Константина Маковского
- Мать Константина была композитором и хотела, чтобы сын шел по ее стопам. Константин действительно проявлял интерес к музыке и классической музыке особенно. Он даже имел потребность изменять ноты в музыкальных произведениях, чтобы они звучали более гармонично. Временами он искал профессиональных учителей, чтобы улучшить свои музыкальные навыки. Но в конечном итоге живопись стала главным его призванием.
- Художник с большой любовью рисовал своих собственных детей, и эти картины сразу трогают сердца любителей искусства. На полотнах мы можем увидеть восхитительных малышей и подростков, которые обращаются к нам с изображений.
- Константин Маковский был не единственным знаменитым художником в своей семье. Его брат Владимир также был известным художником и выполнял заказы самого высокого уровня. Однажды он написал портрет императрицы Марии Федоровны, которая желала выглядеть на картине так же, как в молодости. Чтобы достичь этого, Владимир срисовал образ с ее старой фотографии.
- Иногда фамилия художника произносится неправильно. Верное произношение фамилии Маковского — с ударением на втором слоге, а не на первом.
- Маковский был невероятно плодовитым художником. Он создал около тысячи полотен. Иногда ему удавалось завершать картину всего за несколько часов.
- Художник говорил о своей жизни, что всегда действовал в меру. Он выразил свой талант и воплотил его в жизнь, хотя мог бы делать гораздо больше. Он объяснял это тем, что слишком сильно любил жизнь и жил для себя. По словам Маковского, это было причиной того, что он не мог полностью погрузиться в вдохновенный мир искусства.
- Художник устанавливал высокие цены на свои работы, что вызывало неодобрение Третьякова. Известный коллекционер не смог приобрести много полотен мастера для своей галереи, так как большинство из них уходили за границу. Зарубежные ценители искусства привлекали красивые лица, роскошь и дорогое оформление картин, пропитанных русским духом и историей. В то время Третьяков видел в поведении Маковского недостаток патриотизма. Из-за высоких цен коллекционер смог приобрести всего 4 картины. В настоящее время в родной стране художника осталось всего 5 полотен, выставленных в Третьяковской галерее.
- Одна из знаменитых картин Маковского, которая находится в Третьяковской галерее, называется «Дети, бегущие от грозы». Эта работа была создана в период сотрудничества художника с передвижниками. История создания этой картины интересна. Однажды Маковский установил свой мольберт на природе, и к нему сбежались деревенские дети. Одна особенно привлекла внимание художника — она была любознательной и живой. Художник предложил ей прийти на то же место на следующий день, чтобы нарисовать ее портрет. На следующий день дети пришли в большем количестве, но девочки, которую художник хотел нарисовать, не оказалось среди них. Зато пришел ее младший брат. Ребенок рассказал художнику, что его сестра промокла в болоте вчера и сегодня не смогла прийти — у нее жар. Малыш также рассказал, что они спешили домой перед грозой, и девочка посадила его на свои плечи, чтобы перебежать через шаткий мостик. Но она упала в болото и намокла, в то время как малыш смог выбраться на сушу. Маковский долго вспоминал эту случайную встречу с детьми после создания этой картины. Он мечтал встретиться с этой большеглазой девочкой и показать ей свою картину.