Со дня загадочной смерти Константина Алексеевича Васильева прошло 45 лет. При жизни его творчество было недооценено, поэтому последние годы он прожил практически впроголодь, ежедневно борясь за равноправие быть признанным.
Самое интересное то, что после его ранней смерти, не прошло и месяца, как о нём заговорили. В Московском Лианозово был открыт музей, который назвали в его честь, а все его картины забрали родственники, и сейчас там экспонируются копии.
Биография художника
Отец Константина родился в 1897 году в семье простого рабочего. Так сложилось, что мужчине пришлось пройти три войны. Мать художника Клавдия Парменовна принадлежала к семье Ивана Шишкина, и была вдвое моложе отца. Когда началась Вторая мировая, Алексей присоединился к партизанскому отряду расположенном под Майкопом. Через месяц у него родился сын.
В августе 1942 город оккупировали немцы. Мать Константина не смогла эвакуироваться. Она родила будущего живописца 3 сентября 1942 года. Молодую женщину вместе с ребёнком отправили в гестапо, и для семьи настали тёмные времена. Ей каждый день устраивали допросы о связях с партизанами, и в прямом смысле морили голодом. Город освободили только в феврале 1943 года.
После окончания ВОВ семья снова воссоединилась, и переехала сначала в Казань, а затем перебралась в посёлок Васильево, на месте которого сейчас находится Куйбышевское водохранилище.
Васильева в детстве мало интересовали игрушки и игры со сверстниками. Вместо этого он предпочитал рыбачить, и ездить на охоту с отцом. Сидя дома, Костя занимался рисованием. Клавдия развивала в нём любовь к искусству и литературе. Одной из любимых книг художника была «Сказание о трёх богатырях». Там он впервые увидел картину Васнецова «Богатыри», и освоив навыки рисования, смог переписать картину карандашами. Некоторые ранние рисунки мастера сохранились до сих пор.
Когда в 1954 году в «Комсомолке» опубликовали заметку о том, что Суриковское училище набирает группу талантливых детей, то родители Кости не смогли упустить шанс, и решили отдать сына туда. При училище имелся интернат, поэтому им было незачем переезжать всем вместе. Васильев успешно сдал экзамены, и был зачислен на курс. Но через пару лет его отец серьёзно заболел, и Константин принял решение учится ближе к дому. Художник забрал документы, и перевёлся в Казанское художественное училище.
Новая жизнь и «свободное» творчество
Когда в 70 — х годах в СССР со всех углов звучали идеологические лозунги, а искусство было взято под строжайший контроль, Васильев не смог удержаться, и пошёл наперекор системе. Маэстро сначала «ударился» в абстракционизм, затем стал почитателем творчества Сальвадора Дали, и несколько лет писал сюрреалистические полотна.
Его картины не принимали от слова «совсем». Казалось, что дойдёт до того, что Костю перестанут пускать в училище или вообще арестуют. В 1967 году мама сообщила, что сестра художника тяжело больна. Новость немного остудила пыл бунтаря. Васильев организовал студию в её комнате, чтобы радовать девочку весёлыми рассказами, и яркими красками.
За несколько дней до её смерти, он закончил картину «Русалка», которая станет своеобразным символом, тяжёлого физического, и морального состояния сестры. После трагедии, у художника резко поменялся взгляд на жизнь. Вместо беспредметной живописи он начал писать пейзажи, затрагивать былинную тематику. Теперь главной его целью было не растерять духовную силу, и как можно точнее отразить новое мировоззрение.
О символах в картинах Васильева
Новый творческий цикл живописца начался с картины «Северный орёл». Есть мнение, что таким образом художник хотел показать новый этап своей жизни. Позже, житель крайнего Севера с суровым взглядом, ещё ни один раз появиться на полотнах художника. В этот период Костя начинает подписывать работы новым псевдонимом «Константин Великорус».
Печальный подтекст скрывает полотно «У чужого окна». При первом взгляде на него складывается впечатление, что пара — это влюблённые, которые прощаются после свидания. Но на самом деле картина рассказывает историю о неразделённой любви. Об этом символизируют коромысло и трёхзубые вилы, образующие крест. Страх наводит и наблюдатель, которого еле видно в окне за спиной мужчины.
Картину «Жница», художник написал основываясь на крестьянской традиции выходить в поле всей семьёй в первый день жатвы. Однако перед зрителем стоит одинокая молодая особа. Девушка держит в руках серп, острие которого направлено прямо в сердце. Венок из васильков связывает её душу с миром мёртвых. Также изрезанный ствол берёзы, по некоторым данным, является символом одиночества.
Трагическая кончина
29 октября 1976 года согласно официальному расследованию, Константина Васильева и его друга сбил поезд на железнодорожном переезде, когда они его перебегали. Родственники с заключением были категорически не согласны. Они несколько раз подавали ходатайство на возбуждение уголовного дела, но им было отказано.
Последней картиной художника стала «Человек с филином» — работу так назвали поклонники живописи творца, так как сам он этого сделать не успел. За 34 года своей жизни, Константин Алексеевич написал около 400 полотен. Некоторые из них без следа исчезли, другие экспонируются в крупных музеях страны.