Гауди, Дали, Пикассо… В тени этих титанов Иберийского полуострова легко остаться не столь известным, даже если это совершенно не заслужено. Хотя именно дель Касо, оставшийся в отличие от этих талантов Испании на своей родине, плодотворно работал, прославляя в своих работах красоты родных Пиреней, и в результате своей педагогической деятельности создал школу, послужившую альма-матер для целой плеяды испанских художников.
Биография
Пер Боррель дель Касо родился на самом севере Каталонии, в небольшом городке Пучсерда на границе с Францией. Кроме каталонских, у дель Касо также имелись и французские корни по отцовской линии. Семья художника была простой, отец плотничал и был убит во время Восстания Кабреры.
После своего переезда в Барселону, дель Касо зарабатывал с помощью семейного ремесла, изготовляя сундуки. Однако именно в Барселоне Пер решил посвятить свою жизнь искусству, начав посещать очень влиятельную в стране школу искусств Ла-Лотья. При этом он продолжал работу плотником, ведь надо было на что-то жить и платить за занятия в школе.
После учебы в Ла-Лотья дель Касо поступает в Академию изящных искусств в 1863 году. Несмотря на то, что в испанской живописи на тот момент царил романтизм, художник решил пойти по пути не столь еще популярного тогда реализма, стремясь отойти от идеалистических представлений и шаблонов.
При этом, в некоторых работах Борреля, особенно на религиозную тематику, также чувствуется влияние назарейцев, группы художников, стремившихся к эталонам Ренессанса. Такая особенность скорее всего появилась в его работах как продолжение влияния учителей из Ла-Лотьи и Академии — Лоренсале и Мила.
В конечно итоге, его отторжение господствовавших в те времена педагогических и стилистических традиций стало причиной того, что дель Касо, совместно с художником Рамоном Альсина, таким же выпускником Ла-Лотьи, открывают свою собственную Академию искусств. Примечательно, что на тот момент Боррелю уже доводилось руководитель Ла-Лотьей в качестве её директора.
Пер Боррель женился на Терезе Пла Виллалонга, своей студентке, которой он преподавал рисование. У семьи было десять детей, а четверо сыновей пошли по стопам своего отца и стали художниками.
Картина «Спасаясь от критики»
В 1874 году дель Касо создает, пожалуй, самое известное свое полотно, картину «Спасаясь от критики», великолепный пример тромплея.
На полотне бедно одетый ребенок, мальчик, словно пытается выйти за рамки, буквально и метафорический. Возможно, он стремится в другой мир, лишенный ограничивающего ретроградства, с которым Боррель боролся на протяжении всего своего творческого пути. Простая одежда мальчика, его совсем негероический вид, бросают вызов образу идеального героя, к которому стремилась романтическая школа.
У художника есть и другие полотна, которые также можно отнести к технике тромплея. Например, «Две смеющиеся девочки» и «Два смеющихся мальчика», написанных художником в 1880 г.
В 20 веке Боррель становится уже не столько художником, сколько педагогом. Тридцать лет своей жизни Пер Боррель дель Касо отдал своей Академии, в которой обучались художники Рикардо Каналь, Мариано Пиделасерра, Перес Йесерн и многие другие. Академию искусств дель Касо окончил и всемирно известный испанский скульптор- и художник-абстракционист Жоан Миро.
Пер Боррель дель Касо ушел в родной Каталонии, в Барселоне, на 75 году жизни, в окружении любящей семьи и благодарных учеников.