Художник Сергей Иванович Грибков
Сергей Иванович Грибков — педагог, мастер живописи бытового жанра, иллюстратор. Художник создавал алтарные образы, но трактовал их в жанровом плане. Многие о нём даже и не слышали, хотя он написал около сотни прекрасных картин, которые расскажут о жизни простых людей, не хуже, чем толстенные книги. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшая часть произведений.
Сергей Грибков родился в 1822 году в Касимове в семье торговца. В 1844 году поступил в Московское художественное училище. Звание «неклассного художника» получил только к 30 годам. Долгие годы занимался преподавательской деятельностью в собственной студии.
В 1890 году Грибков уехал в Данию, где в соборе города Лаасби написал образ Христа. Возвратившись обратно в Россию, увлёкся иконописью. Его рукой расписаны Вознесенский собор и стены Екатерининской больницы в Москве, церковь Михаила Архангела.
В последние годы жизни Сергей Иванович прозябал в нищете и практически перестал писать картины. За 10 лет он создал всего 7 произведений. Скончался художник в 1893 году.
Персонажей для сюжетов Грибков искал в ремесленных районах, деревнях и гущах народной толпы. Мастер был тесно связан с реалистической традицией классической русской живописи, и часто черпал вдохновение из народных легенд, истории России, басен и сказок.
Своеобразие творчества Грибкова ярче проявляется в портретных композициях. Он прибегает к приёму миниатюристов, и вводит светотеневую лепку, при этом он размывает краски, создавая в фоне иллюзию уходящих деталей.
Например, картина «В церкви» наделена яркой портретной характеристикой и представляет типический образ христианки. Но очень интересно, почему девушка стоит в храме с непокрытой головой. Ведь в те времена к этому относились очень строго.
Художник обычные бытовые сцены превращал в торжественные, драматические или церемониальные. Действия происходят то на улице, то в интерьерах богатых домов, то в хижинах бедняков.
Так, на картине «Таланты и поклонники» изобразил величественные и важные фигуры господ, которые наблюдают за тем, как молодая талантливая особа пишет натюрморт. Их движения размеренные и плавные, как и следует вести себя представителям высшего света. Радостные, звучные краски подчинены единой цели — созданию живописного ансамбля.
Совсем иной характер у картины «У дверей приюта», где настроение драматизма ситуации создаёт ночной полумрак. Здесь сто́ит обратить внимание на свет от ночного фонаря, тёмную палитру и невзрачное одеяние матери.
Чередуя разноплановые композиции и решения, художник создал полнокровную историю в картинах, контрастных и единых, которые помогают прочувствовать дух того времени, и ознакомится с жизнью людей.