Особую популярность произведения искусства обретают, если они являются не тем, чем кажутся, на первый взгляд. Более сотни лет эксперты, анализирующие картины известных старых мастеров находят в них нестыковки. Был ли это замысел, отображающий метафоричность задуманного сюжета или случайность, остаётся только догадываться. То же самое касается и некоторых современных произведений. Творцы редко объясняют замысел сцены, давая возможность зрителю самому догадаться о её посыле.
Художник Валентин Папко
Валентин Папко родился в 1939 году в Краснодарском крае. Является заслуженным художником РФ. Преподаёт на кафедре монументальной живописи в Краснодарском университете культуры и искусства.
Во время учёбы преподаватели удивлялись мастерству Валентина. Он практически никогда не создавал эскизов, а писал сюжет из головы, поэтому на практических занятиях его одёргивали профессора, требуя от студента, следовать правилам и вести подготовительную работу.
Когда началась ВОВ Валентину Фёдоровичу, было всего два года, но некоторые воспоминания о тех днях всё-таки остались. Будучи мальчишкой, он перетаскал домой всё собранное в округе железо, чтобы собрать машину и отправиться на фронт вслед за отцом и забрать его оттуда. Помнит, как развлекал стихами и песнями толпу людей в душном вагоне, пока они ехали на Тихорецк.
«Даже не снилось…» — картина с глубоким смыслом или нестыковка деталей?
Художник посвятил периоду ВОВ большую серию работ, где картина «Даже не снилось…» стала самой обсуждаемой. В социальных сетях полотно окрестили народным символом, но некоторые пользователи заметили в нём кучу нестыковок.
При взгляде на картину сразу бросаются в глаза современная обстановка в комнате, икона, висящая над кроватью. Если с обстановкой ещё можно смириться, то насчёт иконы можно поспорить. В то время большинство людей были атеистами. Верующие, иконы старались прятать. Правда стоит отдать должное художнику, что он разместил образ в правильном левом углу.
Большое панорамное окно и вид из него также вызывают множество вопросов. Самолёты летят слишком низко над деревней. А теперь представьте стоящий в комнате гул двигателей, тем более что форточка открыта. Тут хочешь не хочешь, а проснёшься. Пара же с ребёнком спят как ни в чём не бывало. Фигуры собаки и женщины за окном как будто находятся в расфокусе.
Зрители выдвинули предположение, что автор картины хотел показать сны о ВОВ, которые преследуют тех, кто был её свидетелем. Этот отпечаток, остался в памяти навсегда. Скорее всего, художник не старался изобразить реальное утро 22 июня 1941 года. Сюжет картины носить метафоричный характер, и в принципе, разбирать его по крупицам не нужно. Создана она просто, чтобы помнили… И это сработало.