Илья Репин Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. Мистическое влияние картины на людей
О мистическом влиянии на людей картин давно ходит много слухов. Неудивительно, что периодически на некоторые шедевры живописи совершаются вполне реальные нападения, настолько реалистично они написаны. Да и судьбы моделей, позирующих для образов знаменитых картин, порой очень трагичны. Такая неоднозначная судьба постигла и знаменитую картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Мало того, что полотно дважды подвергалось нападению вандалов, люди, позировавшие художнику, вскоре уходили из жизни. Неужели, Репин обладал какими-то сверхъестественными способностями, что таким образом воздействовал на людей?
На самом деле ничего мистического тут нет, есть гений мастера и его способность с помощью художественных средств передать эмоции и состояние персонажей картины. Сюжетом картины взята история об убийстве Иваном Грозным своего сына Ивана. Сам художник признавался, что этот сюжет вызывал в нем самом очень сильные эмоции уже в процессе написания картины. Момент, выбранный художником, полон драматизма и сильнейших эмоций: царь в ужасе от того, что натворил. А на руках у него умирает единственный сын. Поскольку использование определенных художественных приемов вызывало сильнейшее эмоциональное потрясение у зрителей, картина стала обрастать мрачными слухами и легендами.
Илья Репин Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
Внимание зрителя привлекает в первую очередь окровавленный посох – орудие убийства, который расположен на первом плане картины, практически на краю. Центральное место на полотне занимает кровавая рана на виске умирающего царевича и его потухший взгляд. Не менее драматично изображен безумный, испуганный взгляд царя, вдруг осознавшего весь ужас происходящего. Особенно тщательно выписаны страшные широко раскрытые глаза царя, каждая морщинка на его старом лице, подчеркнуты худые скулы. Огромное красное пятно от крови изображено на самом видном месте, на нем останавливается взгляд зрителя. Весь колорит картины подчинен одной цели: созданию напряжения и драматизма ситуации.
Трагически закончились судьбы людей, позировавших для картины. Так литератор Всеволод Гаршин, который позировал для образа молодого царевича Ивана, спустя три года покончил жизнь самоубийством. Правда, поговаривали, что он страдал от нервного расстройства психики. Еще один художник, позировавший для образа царевича, Владимир Менк, ослеп на один глаз, и всю оставшуюся жизнь боролся за сохранение зрения второго глаза. Для образа царя позировал еще один знаменитый художник, Григорий Мясоедов. Его семейная трагедия очень напоминала сюжет картины: очень непростые отношения с собственным сыном Иваном.
Однако, несмотря на гениально написанное полотно, сюжет картины – всего лишь версия, не имеющая документальных подтверждений. Ни в одной исторической хронике нет упоминания о том, что именно Иван Грозный нанес сыну смертельный удар посохом. Так откуда же взялась версия, которая стала такой популярной?
Считается, что эта версия была запущена неким монахом Антонием Поссевиным, прибывшим в Москву, чтобы передать Православной церкви предложение перейти под власть Ватикана. Однако получил отказ. Случайно монах стал свидетелем скандала в царственном семействе, когда Иван Грозный отчитывал за какой-то проступок беременную невестку, жену молодого царевича Ивана. Царевич вступился за жену, а отец в порыве гнева ударил его посохом в висок. Однако историки не подтвердили версию об убийстве царевича посохом. При проведении эксгумации тела молодого Ивана, причиной смерти выявили отравление ядом, а вовсе не смертельный удар в висок. Поэтому современные исследователи уверены, что монах придумал историю об убийстве из мести русскому царю за отказ от предложения Ватикана.