Импрессионизм в живописи

Импрессионизм, импрессионист – слова, которые обязательно прозвучат в художественной галерее или музее. Но далеко не каждый человек «на ты» с этим течением в искусстве, а смысл его понимает неполно.

Импрессионизм зародился во Франции и произошел от слова impression – «впечатление». Но ни за что новая школа живописи не получила бы своего названия, если бы не случайность. В 1874 году во Франции проходила художественная выставка, на которой среди прочих картин была представлена картина К.Моне «Впечатление. Восход солнца». Сейчас всемирно узнаваемая, в те годы картина показалась критикам кошмарной, неряшливой. Новое веяние и стремление запечатлеть момент в полотнах высмеял критик Л.Леруа, в одной из разгромных статей окрестив всех участников выставки импрессионистами. Вопреки уничижительному налету, который критик хотел предать этому слову, оно прижилось в среде художников-основоположников течения (К.Моне, К.Писсаро, О. Ренуар, Э.Дега и другие) и стало их визитной карточкой.

Сейчас же мы воспринимаем импрессионизм как термин, чаще всего применительно к живописи, а об истории его появления знают не многие.

Предпосылки создания новой школы живописи

Художникам рубежа 19 -20 веков надоел академический стиль в живописи, они пресытились изображением библейских сюжетов, портретов и пейзажей. Развитие искусства они видели в рисовании картин повседневного быта города, людей в движении, праздников, пикниках на природе.

Идейным вдохновителем импрессионисты считали Эдуарда Мане – французский живописец и график. Он любил изображать человека, во время его общения с природой (картина «Завтрак на траве»). В своей работе «Лодка» мастер уходит от темного традиционно испанского колорита и выбирает светлые тона. Тема картины – развлечение французской буржуазии, достаточно типична для импрессионистов. Фон картины, голубое море, вырастает вертикальной стеной за лодкой, что напоминает задники на гравюрах японских художников. Как известно, импрессионистов впечатляли работы японцев своим нетипичным разделением пространства на картине.

Тем не менее основателями импрессионизма считают К.Моне, О.Ренуар, К.Писсарро, А.Сислей, Э.Дега.

image 444
Импрессионизм в живописи

Мятежная живопись


Безусловно картины импрессионистов отличались от академического стиля в первую очередь содержанием и способами исполнения. Художники новой школы стремились запечатлеть не предметы, а движения, игру света. Их картины отличались живостью, а излюбленными темами были бытовые сцены из жизни города, праздники, танцы, отдых людей на природе.

Цветовая палитра импрессионистов избавилась от черного. Основываясь на новых открытиях оптики, а точнее открытия спектра у светового луча, и теории цвета Шеврёля, импрессионисты больше не смешивали краски на палитре, а последовательно накладывали их на холст.

Импрессионизм в живописи



Изменилось и написание картин: импрессионисты вышли из мастерской и писали свои работы на пленэре, где легче уловить игру света. Импрессионисты вообще большое значение придавали свету и его написанию, что доказывает, например существование цикла картин Моне «Руанский собор». Художник написал тридцать картин одной и той же церкви в разное время дня, и все они отличались друг от друга.

Импрессионизм в России

Первой картиной русского импрессионизма, вопреки сложившемуся мнению о Серове и его «Девочке с персиками», стал «Портрет хористки» К. Коровина (1883). Картина была написана сочно, а лицо девушки-модели не было прекращено и скрыто от недостатков, как делалось раньше. И. Е. Репин, безусловно художник с именем, увидев картину Коровина перепутал его с «испанцем», настолько портрет выбивался из канонов русской живописи.

Импрессионизм в живописи

«Девочка с персиками» написана чуть позже, в 1887 году. Вопреки заветам французских импрессионистов, юный Серов работал над картиной три долгих месяцев, измучив модель, дочку мецената С.Мамонтова. Но несмотря на продолжительные старания, картина вышла живой и мимолетной, умело сочетая элементы и портрета, и натюрморта и бытовой сценки.

В свое время импрессионисты прошли сложный путь: разрушая старые устои им приходилось пробиваться в мир искусства, уповая на свой талант и убеждения. Они боролись с враждебностью общества ко всему новому. Но прошло много лет, сменился не один век, и школа импрессионизма признана настоящей классикой французской живописи. Художники на своем примере показали, что никогда не стоит отчаиваться и отказываться от своего видения, даже если оно идет в разрез с мнением большинства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − два =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.