Культура Греции – одно из самых ярких художественных явлений. На протяжении многих веков европейцев привлекало высочайшее художественное качество греческого искусства. Многие социальные явления и виды творчества (театр, профессиональная живопись, наука) в Греции и Риме появились впервые в Европе. Среди видов греческого изобразительного искусства можно выделить несколько главных искусств: архитектуру, скульптуру и вазопись.
История греческих ваз
Греческая традиция вазописи зародилась вместе с самой Грецией. Одним из первых центров греческой цивилизации был древний Крит. На Крите появился изящный высокий стиль камарес, мастера которого черпали вдохновение в образах моря и его обитателей. В качестве примера можно привести «ритон с морскими звёздами из Закро». На нём изображены многоконечные морские звёзды и конусообразные ракушки, как бы свободно плавающие в толще воды. Известна также ваза с изображением большого осьминога с извивающимися щупальцами. Такой выбор тем вполне объясним, ведь море было источником пищи, денег и жизни для морской торговой империи. Кроме животных существовали и изящные абстрактные узоры, по своей манере напоминающие узоры ар – нуво.
После «морского» стиля камерес на Крите появился «дворцовый стиль», но он не достигал таких высот вкуса, как его предшественник. Внимание мастеров было перенесено с морских просторов на землю. Появляются сюжеты, связанные с лилиями и голубями. Также появляется символ — секира стражника (лабрис). Это оружие странно смотрится в орнаментах державы, которая никогда не воевала.
После краха критского Минойского царства и становления Греции в классическом её понимании вазопись претерпела изменения. В начале новой эпохи Греция часто копировала орнаменты Востока (Вавилона и Египта), поэтому этот период принято назвать ориентальным. Одна из ваз, найденных в то время, демонстрирует оригинальную, ни на что не похожую манеру. На вазе изображена погребальная процессия с разделением на несколько уровней, обозначающих загробный, земной и небесный миры. Фигуры на вазе сильно стилизованы и совсем не похожи на людей с более поздних греческих амфор.
В конце концов греческие вазы обретают знакомый нам вид. Сначала вазы создавали, раскрашивая чёрной краской сами фигуры (чернофигурные вазы), но в более позднюю эпоху стали раскрашивать чёрным сам фон, а фигуры оставляли красноватого цвета, более соответствующего цвету кожи греков.
Самым распространённым сюжетом в греческой вазописи был юноша – Эрот, бог любви. Также изображали деяния героев и спорт. Часто на вазах фигурирует изображение стилизованного куста растения, сердцеобразные листья и виноград, символ Диониса. А самый известный символ Греции – меандр фигурирует только на самых древних вазах.
Ценнейшее искусство вазописи было уничтожено Пелопонесской войной. После поражения Афин в войне со Спартой росписью ваз практически не занимались, и ко времени Александра Македонского традиция уже исчезла. И тем более удивительно находки в Южной Италии и на Сицилии. Это место когда – то было греческой колонией. Во времена владычества Спарты там создавали вазы необычной формы. Форма этих гончарных изделий была аморфной, несимметричной, естественной и напоминала приятные природные мягкие формы. В орнаментах этих ваз перемешались символы и орнаменты из разных времён и эпох.
Архитектура
Здания, построенные греками, никогда не отличались уютом. Но к их несомненным достоинствам следует отнести «соразмерность» человеку. Даже самые величественные здания древних греков не подавляют человека своей мощью, и это неудивительно. Одним из центральных понятий в греческой философии был тезис «человек есть мера всех вещей». Греков отличала безусловная любовь к человеку, его телу и разуму, поэтому подавлять человека масштабами зданий было недопустимо. Это отличало греков от египтян, которые, строя свои храмы, пытались внушить верующим благоговейный трепет и чувство ничтожности по сравнению с богами и обожествляемыми фараонами. В то же время, греки и не нуждались в больших просторных зданиях, так как большую часть времени проводили на улице.
Одним из самых знаменитых элементов греческого дома было навершие колонны, выполняемое в соответствии со строгими правилами. Самым ранним ордером (типом колонн) был дорический ордер. Массивная, толстая, иногда гранёная колонна с навершием в виде круга с квадратной платформой над ним, символизировала сильного мужчину – героя. Позднее появился женский образ – ионическая колонна, оканчивающаяся волютой, завитком. Этот завиток был символом бога ветров Эола.
Греки жили в небольших домах, в которых комнаты окружали центральный двор – атриум. На полу часто выкладывали традиционную греческую мозаику из гальки, а на стенах делали росписи.
Скульптура
Греческое искусство было искусством порядка и гармонии. Эта черта особенно ярко выражалась в правилах создания скульптур. Для этого использовались каноны – устойчивые пропорции, позволявшие создать идеальные черты лица и тела. Наиболее старые каноны были достаточно грубыми, но постоянное усовершенствование позволило создавать чрезвычайно изящные и тонкие произведения искусства.
Малоизвестный факт: греческие статуи изначально были окрашенными. Обнаруженные археологами микроскопические следы краски на скульптурах убедительно это доказывают. Также покраске подвергали выпуклые орнаменты на фасадах.
Многие скульптуры дошли до наших дней в плохом состоянии, но и в таком виде видна вся их красота. Будь то крылатая Ника или «Афродита Книдская», каждая скульптура великолепна.
Как ни странно, в Греции анатомию человека никто не изучал, но большинство статуй в Древней Греции обнажены. Культ тела атлетов привёл к формированию типа куроса – обнажённого красивого юноши. Труднее далось грекам изображение женского тела. Обнажённая скульптура женщины появляется в греческой культуре гораздо позднее мужской. Последним открытием было открытие детских пропорций лица и тела. Это демонстрирует скульптура «мальчик с гусём», изображающая сцену из сельской жизни.
Искусство Греции, заново открытое во времена Проторенессанса в 15 – ом веке поразило людей той эпохи и продолжает поражать своей красотой всех, кто приезжает в солнечную Грецию, бродит по древним руинам и восхищается гармоничным и гуманным искусством, которое веками вдохновляло и продолжает вдохновлять художников на создание шедевров мирового значения.