В.И. Суриков часть своих картин посвятил значимым событиям истории России.
В первом историческом труде «Вид памятника Петру I на Сенатской площади» художник даёт оценку реформам Петра I. По одной линии полотна располагается купол Исаакиевского собора, царь Петр I на коне и луна в тёмном небе. Каменный постамент и конь устремляются вверх. Это символ великих петровских преобразований.
Рассказывает Суриков ещё об одном событии петровской эпохи – восстании стрельцов. Сам бунт и казнь стрельцов на картине не изображаются. Художника волнует драматическая судьба русского народа в период смены власти. Суриков делает акцент на лицах людей, приговорённых к казни. Главные персонажи картины восседающий на коне царь Петр I и стрелец отражают противостояние в период смены власти.
Талантливый живописец запечатлел для потомков А.В. Суворова. На портрете видна простота и мудрость великого полководца.
Безопасность границ России была обеспечена за счёт освоения новых земель. В 16 в. казаки под руководством Ермака совершают успешный поход в Сибирь. На большом полотне А.В. Суриков показывает сплоченность и мужество казаков на пути к великой цели.
«Переход Суворова через Альпы» повествует об итальянских походах русской армии Полководец на коне и рядом с ним преданные ему воины. На этом полотне художнику интересен А.В. Суворов как решительный военачальник, ведущий армию к победе.
Не оставил талантливый художник без внимания стремление народов России к свободе. На картине «Степан Разин» ладья прорывается сквозь течение, а впереди огромный таинственный горизонт. Так и восставшие под предводительством атамана Разина с оружием в руках добивались лучшей жизни. На главном плане картины мужественный и суровый Степан Разин, стремящийся исполнить свой долг перед казаками.
Важные страницы российской истории предстают на полотнах В. И. Сурикова через духовность и переживания главного участника событий – простого народа.