В конце XVIII века активно развивается производство художественного стекла, в том числе и цветного, в России. Работают и активно развиваются старые заводы, так же возникает множество новых стекольных заводов и мануфактур, как государственных, так и частных. Законодателем моды и технологий, служил Петербургский Императорский стекольный завод.
Во времена царствования Екатерины, в моду вошла посуда строгой формы из молочного и опалового стекла. Такую посуду украшали особым образом, расписывали силикатными красками в «античном» и «этрусском» стиле. Украшали многоцветными цветочными орнаментами в виде меандра, дубовых листьев, аканта и других, присущих эпохи классицизма, и букетами, исполненными в манере живописи по фарфору. Кроме молочного и опалового стекла, Императорский завод производил уникальное не только по меркам России, но и всей Европы, цветное стекло. Великий русский ученый-естествоиспытатель М. В. Ломоносов, в результате своих опытов по изготовлению смальты, оставил более шестидесяти рецептов изготовления различных цветов и оттенков стекла. На петербуржском стекольном заводе варили стекло всех цветов от молочного белого до практически черного.
Вся эта богатейшая палитра цветов использовалась при изготовлении посуды и декорировалась тонкой золотой или серебряной росписью. Кроме Императорского завода, цветное стекло изготавливалось и на других российских заводах и частных мануфактурах. К концу XVIII века, русские мастера превзошли Западную Европу, по разнообразию цветов и оттенков производимой стеклянной посуды. Цветное стекло, так же как и бесцветное, расписывается золотом и серебром. Можно говорить о том, что последнее десятилетие завершило эпоху становления и послужило временем расцвета русского стеклоделия.