Home Живопись Как борьба с формализмом и натурализмом повлияла на качество советского искусства
Живопись

Как борьба с формализмом и натурализмом повлияла на качество советского искусства

После смерти Ленина в СССР советская власть начала борьбу с художниками – формалистами. При этом ни художники, ни репрессировавшая их партия не понимали толком, ни что в данном случае называют формализмом, ни, тем более, что такое натурализм. В статье «Против формализма и натурализма в живописи» замечено, что выбор советской темы ещё не означал однозначное одобрение картины художественным сообществом. 

То есть человека всегда могли упрекнуть в том, что он неправильно «натуралистически» или « формалистически» нарисовал завод или Ленина, а помноженный на общую паранойю и поиск всевозможных выдуманных врагов, этот метод превращал всякое творчество в русскую рулетку. Кто – то может подумать, что достаточно было отбросить все приёмы и нарисовать всё как есть, но не следует забывать, что в искусстве нужны были не картины, отражающие реальность, а картины, её приукрашавшие, при этом суровая правда жизни также могла быть отвергнута как натурализм.

Итак, что же такое формализм и натурализм в искусстве СССР?

Формализм – понятие научное. Если объяснять простыми словами, в картине всё должно быть уравновешено и соразмерно, так же, как инструменты в оркестре не могут играть одинаково громко, так и форма и содержание не могут главенствовать сразу в картине художника. Вплоть до девятнадцатого века, вернее до его второй половины, содержание главенствовало. Людей интересовали жесты, выражение лица, глубинные смыслы и символы. 

e67fb66c 40cf 520b ac4c 848f73ff08e8
формализм и натурализм в искусстве СССР

В импрессионизме художники впервые начали рисовать не то же самое, что видели (хотя импрессионисты в изображении реалистичного света зачастую были даже более продвинутыми, чем реалисты). Течения модернизма стали нивелировать, упрощать или вовсе исключать какой – либо явный сюжет, а закончилось всё чистым выражением чувств в абстракции.

Натурализм – также научное понятие. Так называют совершенно беспристрастное, неприкрашенное изображение действительности, похожее, но, всё же, отличающееся от реализма.

В советском искусстве всё это было превращено в штампы, лишённые исходного значения. Формализмом называли практически любую индивидуальную манеру, любые декоративные приёмы. В результате это привело к снижению выразительности, живости и уничтожению индивидуальности в искусстве.

Несколько мифов о борьбе с формализмом

Существует устойчивый миф о том, что в СССР ценили мастерство и отвергали примитив и упрощение, но на самом деле, постоянная борьба между художниками часто позволяла пропускать посредственные вещи и даже топить настоящих мастеров.

Самое ужасное, что в любых других условиях забота о качестве, которой занимались ревнители культуры – похвальна и нормальна. Но в СССР всё это насаждалось кровью, ценой жизни, здоровья и свободы художников, чего они явно не заслуживали, как бы плохо они ни рисовали.

Многие считают, что в СССР оберегали граждан от неэстетичного искусства, но на деле были запрещены и многие эстетичные и очень красивые стили, такие как ар – нуво, импрессионизм, пуантилизм. Были времена, когда запрещали даже безупречный по своему качеству романтизм.

20a uus
формализм и натурализм в искусстве СССР

Формализм в архитектуре

В архитектуре и дизайне ситуация была ещё более скверной. Ведь советская власть сама выдвинула идею дешёвого и массового жилья, удобных домов для всех. Без этого никакой социализм был бы невозможен. Но классическое украшательство, свойственное сталинскому ампиру, сильно удорожало здания, и, к тому же, сталинские архитекторы полностью игнорировали главное достижение Ле Корбюзье и других модернистов, уничтожив понятие об учёте функции здания.

«Борьба с излишествами» в этом контексте кажется вполне естественной, но были ведь и проекты панельного дешевого жилья с украшениями. Но все же, когда пришлось выбирать между простой и дешевизной, именно эстетикой архитекторы пожертвовали в первую очередь.

Борьба с формализмом – это далеко не благо для советского искусства. Тысячи искалеченных судеб достойных мастеров – плата за то, что КПСС стала пытаться руководить человеком во всём, контролируя его речь, поведение, одежду, и в том числе то, что он творит! Сегодняшним россиянам даже представить такое страшно. Уже в девяностые в Академию под руководством Церетели стали принимать художников всех стилей, и это событие поставило жирную точку в борьбе с “формализмом”.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Категории

87ac5176ed79a58b37166f760b20c4d2
Биографии78
HE6W7P
Живопись419
53d6a23a91e63bff17a1f3395ecc69e1
Интересное204
book light wood old reading collection furniture old book education art study library books university culture school pact back to school i am a student 481591
История164
2cee3881de1d7b6c293269764416bb90
Приметы и поверья25
idolopoklonstvo
Разное135

Похожие посты

Обнажённая натура в искусстве

Эволюция истории художественной наготы параллельна истории искусства в целом, за должным исключением...

Мода на групповые портреты в XVII веке

Фламандские художники XVII века распространили моду на групповые портреты: представители новой купеческой...

Русская живопись в 19 веке

Искусство живописи в 19 веке отличалось от предшествующих стилей своей демократизацией и...

Художник Густав Климт

Существует своеобразное искусство поцелуя мужчины и женщины. Художники изображают его, чаще всего,...

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля