После смерти Ленина в СССР советская власть начала борьбу с художниками – формалистами. При этом ни художники, ни репрессировавшая их партия не понимали толком, ни что в данном случае называют формализмом, ни, тем более, что такое натурализм. В статье «Против формализма и натурализма в живописи» замечено, что выбор советской темы ещё не означал однозначное одобрение картины художественным сообществом.
То есть человека всегда могли упрекнуть в том, что он неправильно «натуралистически» или « формалистически» нарисовал завод или Ленина, а помноженный на общую паранойю и поиск всевозможных выдуманных врагов, этот метод превращал всякое творчество в русскую рулетку. Кто – то может подумать, что достаточно было отбросить все приёмы и нарисовать всё как есть, но не следует забывать, что в искусстве нужны были не картины, отражающие реальность, а картины, её приукрашавшие, при этом суровая правда жизни также могла быть отвергнута как натурализм.
Итак, что же такое формализм и натурализм в искусстве СССР?
Формализм – понятие научное. Если объяснять простыми словами, в картине всё должно быть уравновешено и соразмерно, так же, как инструменты в оркестре не могут играть одинаково громко, так и форма и содержание не могут главенствовать сразу в картине художника. Вплоть до девятнадцатого века, вернее до его второй половины, содержание главенствовало. Людей интересовали жесты, выражение лица, глубинные смыслы и символы.
В импрессионизме художники впервые начали рисовать не то же самое, что видели (хотя импрессионисты в изображении реалистичного света зачастую были даже более продвинутыми, чем реалисты). Течения модернизма стали нивелировать, упрощать или вовсе исключать какой – либо явный сюжет, а закончилось всё чистым выражением чувств в абстракции.
Натурализм – также научное понятие. Так называют совершенно беспристрастное, неприкрашенное изображение действительности, похожее, но, всё же, отличающееся от реализма.
В советском искусстве всё это было превращено в штампы, лишённые исходного значения. Формализмом называли практически любую индивидуальную манеру, любые декоративные приёмы. В результате это привело к снижению выразительности, живости и уничтожению индивидуальности в искусстве.
Несколько мифов о борьбе с формализмом
Существует устойчивый миф о том, что в СССР ценили мастерство и отвергали примитив и упрощение, но на самом деле, постоянная борьба между художниками часто позволяла пропускать посредственные вещи и даже топить настоящих мастеров.
Самое ужасное, что в любых других условиях забота о качестве, которой занимались ревнители культуры – похвальна и нормальна. Но в СССР всё это насаждалось кровью, ценой жизни, здоровья и свободы художников, чего они явно не заслуживали, как бы плохо они ни рисовали.
Многие считают, что в СССР оберегали граждан от неэстетичного искусства, но на деле были запрещены и многие эстетичные и очень красивые стили, такие как ар – нуво, импрессионизм, пуантилизм. Были времена, когда запрещали даже безупречный по своему качеству романтизм.
Формализм в архитектуре
В архитектуре и дизайне ситуация была ещё более скверной. Ведь советская власть сама выдвинула идею дешёвого и массового жилья, удобных домов для всех. Без этого никакой социализм был бы невозможен. Но классическое украшательство, свойственное сталинскому ампиру, сильно удорожало здания, и, к тому же, сталинские архитекторы полностью игнорировали главное достижение Ле Корбюзье и других модернистов, уничтожив понятие об учёте функции здания.
«Борьба с излишествами» в этом контексте кажется вполне естественной, но были ведь и проекты панельного дешевого жилья с украшениями. Но все же, когда пришлось выбирать между простой и дешевизной, именно эстетикой архитекторы пожертвовали в первую очередь.
Борьба с формализмом – это далеко не благо для советского искусства. Тысячи искалеченных судеб достойных мастеров – плата за то, что КПСС стала пытаться руководить человеком во всём, контролируя его речь, поведение, одежду, и в том числе то, что он творит! Сегодняшним россиянам даже представить такое страшно. Уже в девяностые в Академию под руководством Церетели стали принимать художников всех стилей, и это событие поставило жирную точку в борьбе с «формализмом».