Интеллект и загадочность — у Елены Дьяконовой было всё, чтобы привлекать мужчин. Гала Дали — жена одного из самых эксцентричных художников в истории, она стала движущей силой его искусства. Она полностью отдалась роли музы, забывая, что она ещё и мать.
На фотографиях изображена довольно обычная женщина с маленькими глубоко посаженными глазами и довольно выдающимся носом. Магнетизм женщины был неоспорим; это имело уникальный эффект на мужчин.
Свобода нравов Галы
Её первым мужем был поэт Поль Элюар. Пара образовала громкий любовный треугольник с дадаистом Максом Эрнстом.
В 1929 году Гала и Элюар отправились на отдых в Кадакес в Испанию, куда их пригласил молодой 25-летний Сальвадор Дали. Это было началом конца отношений Галы и её мужа.
Уже в конце поездки женщина была уверена, что хочет быть с Дали. Она осталась одна на солнечном побережье и отправила Паулу и их дочь Сесиль домой. С тех пор она жила с Дали. Через пять лет она стала его женой.
Муза и менеджер
Дали был ошеломлён этим чувством. Он считал Галу — свою музу и любовь к жизни — сверхчеловеком, что выразил в «Дневнике гения»:
Не меньше, чем женщина, суперженщина Гала, должна была стать моим сверхчеловеком. Когда в доме моего отца в Кадакесе сюрреалисты заметили недавно написанную мной картину, которую Поль Элюар назвал «Похоронная пьеса», они были возмущены некоторым элементами этой картины.
Гала особенно критиковала мою работу. Её реакция была настолько бурной, что вызвала моё сопротивление. Позже, однако, такое отношение заставило меня боготворить её.
Он называл её «Безупречной интуицией», утверждая, что она всегда была права насчёт его будущего. Художник считал свою жену фигурой такой же красивой, как на картине Рафаэля, клялся, что она и есть та красота, которую он лучше всего понимает. Он называл её поцелуи восхитительными, он умилялся от взгляда, сравнивал женщину с самой совершенной звездой. Он не побоялся сказать, что именно благодаря ей он рисовал.
В данном случае речь шла не только о безмерности вдохновения и воодушевления, но и о том, что Гала была координатором артистической карьеры мужа.
Она говорила ему, что рисовать, а что нет. Она сопровождала его в студию, где читала вслух романы, терпеливо позировала и вносила исправления.
Она покупала краски и кисти, а старые богато украшенные рамы находила у антикваров и на рынках. Она искала покупателей на его произведения, убеждала скептиков, договаривалась о ценах.
Если бы пара функционировала в мире искусства сегодня, можно было бы с уверенностью назвать Галу менеджером известного художника.
Жестокая Мадонна
Несмотря на то что Гала была создана быть музой, она опредёленно не была хорошей матерью. Дали отдал своё лицо Мадонне из Порт-Льигата, но женщина была далека от этого архетипа.
У Сесиль, дочери Галы и Элюара, несомненно, было необычное детство. Благодаря матери она познакомилась с великими артистами того времени, но самый близкий человек никогда не обращал на неё особого внимания. Для Галы на первом месте всегда были собственные удовольствия и любовники (многие источники даже называют её нимфоманкой).
Не раз, чтобы побыть наедине с партнёрами, Гала отправляла девочку в сад. Только семилетний ребёнок ненавидел эти часы, проведённые в одиночестве.
Дом ужасов
Произведения искусства, окружавшие девочку, очень её беспокоили. Стены в доме были покрыты фресками. Правда, в комнате Сесиль художник нарисовал утку на колёсах, но остальные комнаты выглядели гораздо страшнее.
В столовой висела картина обнажённой женщины, тело которой было разрублено так, что стали видны её внутренности. Муравьи, поедающие своих спутников, огромные человеческие руки вокруг окон или девичья фигура, обнимающая свою грудь, — это больше похоже на декорации из фильма ужасов, чем на декор места, где можно спокойно воспитывать ребёнка.
Печальный конец
Сесиль призналась в одном из интервью, что как только мать познакомилась с Дали, она тут же забыла, что у неё вообще есть дочь. А ведь девочке было всего 11 лет! О ней заботилась бабушка по отцовской линии. По крайней мере, Пол находил время регулярно видеться с Сесиль. Его бывшая жена не думала об этом.
Равнодушие Галы к дочери иногда принимало жёсткие формы. Женщина не только не хотела её видеть, но и решила лишить наследства. К счастью для Сесиль, завещание удалось порвать.
В течение десятилетий Елена Дьяконова тратила целое состояние на молодых любовников и азартные игры, прежде чем, в конце концов, осесть в замке Пуболь, куда даже мужу не разрешалось входить без специального приглашения (не говоря уже дочери). Она умерла в 1982 году от осложнений после перелома, которому предшествовали месяцы борьбы с деменцией.