Сегодня оплачиваемая работа рассматривается как естественная, неотъемлемая часть жизни. Однако свободные граждане древних Афин смотрели на это совсем иначе. К любому, кто был вынужден зарабатывать на жизнь, относились с презрением и ненавистью.
Хотя в это трудно поверить, древние греки не знали слова для описания работы. Согласно утверждению профессора Роберта Гарланда в его книге «Как выжить в Древней Греции», наиболее близким по смыслу было слово «асколия», что означало отсутствие отдыха.
Обязанности афинянина
Гарланд объясняет, что для эллинского народа «отдых был — или, по крайней мере, должен был быть — нормальным состоянием дел, в то время как его противоположность, работа, была ненормальной». Конечно, это касалось только свободных греков, чьё существование поддерживалось за счёт множества рабов.
Древние афиняне откровенно презирали работу «в нашем сегодняшнем понимании». В частности если речь идёт о работе на кого-то другого. Они верили, что созданы для высшей цели. Быть гражданином полиса, как они это понимали, означало участие в Собрании, работа в Совете пятисот, занимаемые канцелярские должности, служба в армии, выполнение священнических обязанностей, помощь в организации праздников, участие в суде присяжных, поклонение богам и так далее.
Кроме того, граждан полиса ждали такие неофициальные обязанности, как проведение многочисленных неофициальных бесед по государственным вопросам днём на агоре и по вечерам на симпозиуме.
Жизнь, «позорная и враждебная добродетели»
Аристократы гордились тем, что их богатство было получено от земли, на которой трудились рабы. Поэтому они с превосходством смотрели на всех, кто зарабатывал на жизнь трудом своих рук, давая им собирательное название banausioi (рабочие/ремесленники). Сам Аристотель авторитетно заявил, что жизнь ремесленника «позорна и враждебна добродетели».
Более поздние греческие мыслители и авторы представили в подавляющем большинстве схожие взгляды на этот вопрос. Знаменитый греческий писатель Плутарх, который ещё жил на рубеже первого и второго веков нашей эры, подчёркивал:
Предубеждение против ремесленников было ещё сильнее, если некоторые из них работали вместе с рабами. Таково было положение тех прекрасных скульпторов, которые украшали Парфенон. Статус скульпторов значительно улучшился лишь с наступлением эпохи Возрождения.
Здесь следует отметить, что ремесленником считался тот, кто «овладел определённой профессией». Поэтому они были каменщиками, сапожниками, кузнецами, скульпторами, а также врачами или предсказателями.
Лишь немногие были уважаемы
В то же время следует помнить, что в Древней Греции не существовало такого понятия, как шестидневная неделя, не говоря уже о пятидневной. Единственным поводом для отдыха были праздники. Неудивительно, что у большинства ремесленников, с трудом сводивших концы с концами, не было времени на раздумья.
Странствующие ремесленники с узкоспециализированными навыками: гадалки, врачи, архитекторы и барды. Такие люди, по словам Гомера, были настолько востребованы, что их «приглашали с самых концов земли», угощали и вознаграждали соответствующим образом.