Искусство авангарда известно как самое «непонятное» искусство. Многие, рассматривая произведения европейских художников двадцатого века, не стараются дать ответ на извечный вопрос «что хотел сказать художник?», и готовы объявить всё это искусство ложным. Идеи художников авангарда действительно очень сложны для понимания неподготовленного человека, ведь всё искусство связано с современными ему философскими течениями, а западная философия двадцатого века – явление чрезвычайно сложное. Однако любители искусства могут научиться отличать стили модернизма друг от друга и разобраться, почему это искусство было таким необычным.
Общие черты авангардного искусства
Для всех модернистских течений общей чертой был метод, называемый формализмом. Формализм означает важность формы произведения, а не его сюжета, в отличие от реалистического искусства. Формализм скрупулезно работает с линиями, пятнами, цветом, которые становятся важными элементами картины, в противоположность их вспомогательной роли в реализме. Отсюда смелые эксперименты с формой (разделение формы на плоскости, изображение цветных лучей света и др.)
Искусство авангарда соответствует своему времени. Двадцатый век – время больших амбиций человечества, когда человек создал технику и впервые почувствовал себя властелином природы. Это было время новаторства и социальных экспериментов и таким же новаторским стало и искусство. Искусство модернизма – это череда экспериментов. В то же время это искусство катастроф и трагедий, ведь двадцатый век был временем самых страшных войн и кризисов в истории. Катастрофы породили подчёркнуто уродливые, болезненно искажённые формы искусства, выражающие боль и страдания человечества. Период развития авангардного искусства очень короток. Уже после Второй мировой войны авангард, в основном, уступил место абстрактному искусству, а после абстракции появился постмодернизм.
Авангард по стилям
Экспрессионизм
Название стиля происходит от слова «expression» — «выражение» и отражает главную его черту – стремление к максимальной выразительности, к выражению сильных чувств, причём чувства эти часто были самыми мрачными (гнев, ярость, боль, скорбь). Приёмы экспрессионизма разнообразны – это усиление едва видимых оттенков («Синий конь» Франца Марка), нереалистичные изменения цвета (розовая башня), доведение цветов на картине до «кислотной» насыщенности (фовизм). Распространённым приёмом является намеренная «неряшливость» изображения. Экспрессионизм был одним из первых авангардных стилей. Первым картины в этой стилистике начал изображать художник Эдвард Мунк ещё в конце 19 – го века, но фактически экспрессионизм восходит к постимпрессионизму Ван Гога. Есть у него и ещё более ранние предшественники. Многие замечают, что работы Эль Греко предвосхищают экспрессионизм.
Для понимания экспрессионизма важно понимать, что образцом для художников было примитивное искусство, и особенно африканские маски, в которых экспрессионисты ценили мощную выразительность.
Основными группами экспрессионистов в Европе были «Мост» в Германии и движение фовистов во Франции (иногда выделяемое в отдельный стиль).
Кубизм
Кубизм был основан знаменитым испанским художником Пабло Пикассо, и новый стиль также был основан на изучении негритянского искусства. Пикассо углублённо изучал скульптуры и маски разных племён Африки и подражал их образному языку. Часто можно даже найти конкретную маску, по образу которой Пикассо стилизовал лицо натурщицы. Пикассо был учеником художника Поля Сезанна, и именно он вдохновил художника на открытие приёма деления предметов на плоскости с целью изучения их структуры. Каждый предмет как бы изображается одновременно с разных точек зрения. В отличие от экспрессионизма, в кубизме цвет совершенно не важен. В первый период кубизма художники ставили перед собой прикладные задачи изучения окружающей действительности методом её разложения, но в более поздний период кубисты всё же увлеклись декоративными элементами картины и создали немало красивых полотен.
Футуризм
Футуризм был явлением, которое проникло и в поэзию, и даже в политику. Футуристы настаивали на создании «искусства будущего», искусства мира машин и промышленности. Главным, что занимало художников – футуристов, было изображение движения. На их картинах движущиеся предметы дублируются много раз. В литературе футуристы выступали за важность слова и звука, а также использовали суровый грубый язык плаката и афиши. В политике футуризм придерживался крайних националистических позиций.
Дадаизм
Название стиля происходит от слова «дада», найденное его основателями в словаре и обозначающего в разных языках различные понятия от игрушечной лошадки до детского лепета. Течение возникла как реакция на жестокость Первой Мировой войны, из – за которой у людей возникло ощущение бессмысленности и абсурдности жизни. Девизом дадаизма было «ответить на безумие войны безумием искусства». Формы, в которых выражалось это безумие, были самыми различными, от абсурдистского фотомонтажа до полуабстрактных фигур и силуэтов.
Сюрреализм
Стиль, возникший на основе эстетики дадаизма, но сильно отличающийся от него по форме. Картины сюрреалистов чаще всего написаны в соответствии с академическими правилами. В их основе лежит странное соединение образов, часто заимствованных из сновидений и галлюцинаций. Интерес к снам неслучаен.
Основой для создания стиля послужила теория сознания, созданная Фрейдом. Согласно ей в психике человека существуют три важнейшие части: эго, супер – эго и ид. Супер – эго – это совесть, основанная на моральных установках личности. Эго – это часть человека, которую он осознаёт и контролирует, собственно сознание. Ид (подсознание) – это сфера животных инстинктов, содержащая опасные для человека инстинкты агрессии, саморазрушения и сексуальности, которые в норме сдерживает совесть. Именно подсознание является главной темой картин сюрреалистов, а подсознание, по мнению Фрейда, выражает себя в сновидениях. Некоторые художники использовали и другие психологические теории (например, Виктор Пивоваров использовал эйдетическую теорию), или не использовали никаких психологических теорий (Магритт). Главными представителями сюрреализма были Макс Эрнст и Сальвадор Дали.
Искусство авангарда было радикальным и новым. Сегодня, с появлением постмодернизма художники снова осознали ценность всего искусства и больше не стремятся «сбрасывать» старых мастеров «с парохода современности» по рецепту «манифеста футуристов». А искусство авангарда стало таким же достоянием истории (и такой же классикой искусства), как и картины Рембрандта, Гойи и Рубенса.