Каждый художник-мастер стремится подобрать такие оттенки красок, которые в точности смогут передать цвет натуры. Однако подобных красок практически не существует. Чтобы передать на холст естественное изображение, зачастую приходится смешивать несколько красок, получая необходимый оттенок. Древние художники пользовались всего лишь 8 цветами красок. Нанося на палитру эти восемь цветов, мастера создавали на их основе мировые шедевры.
Перед началом работы масляные краски выдавливаются из тюбиков на палитру. Самая лучшая — это дереванная палитра или сделанная из фанеры. Она должна быть пропитана маслом и иметь специальные отверстия для кисточек и пальцев. Очень важно обратить внимание на то, в каком порядке накладываются на палитру краски.
Если масло нанести хаотично, то это затруднит поиск нужного цвета, а зачастую может стать причиной грязных оттенков. Краски необходимо расположить по самому краю палитры. Накладывать масло начинают слева, причём сначала идёт синий цвет, а заканчивают земляными оттенками. Белила следует нанести отдельно, поскольку их должно быть большое количество. Используют белила практически при каждом смешивании.
Мазки не должны быть сухими, поэтому выдавливать нужно минимальное количество масляных красок. Смешивается масло в центре палитры, потому он должен быть всегда чистым. В смешивании масла существуют некоторые ограничения. Причиной тому являются определенные свойства пигментов. Например, нельзя ультрамарин соединять с земляными красками.
Масляные краски, находящиеся в тюбиках, имеют уже готовую консистенцию. Но если всё таки краски оказались густыми, их необходимо разбавить специальными растворителями. Густота масла регулируется разбавителями уже в процессе смешивания красок. Сначала чистую кисточку обмакивают в растворитель, который наливают в масленку. Далее кистью размешивают густую краску и лишь после получения нужной консистенции добавляют вторую краску, чтобы получить нужный оттенок.
Масляные краски бывают нескольких разновидностей. Существуют непрозрачные краски, такие как кадмий или белила. Есть также полупрозрачные в виде земляных красок. Могут встречаться и совсем прозрачные краски — это ультрамарин и краплак. Прозрачные краски наносятся поверх высохшего масла, создавая совершенно новый оттенок. Кажется, будто наложили цветное стекло. Белила превращают краски в кроющие, меняя их настоящий цвет.