Русская красавица Варвара Римская-Корсакова, в девичестве Мергасова, блиставшая в высшем свете в средине 19 века не только в России, а и в Европе, была личностью легендарной. Эта очаровательная женщина, пленившая окружающих своей обворожительной внешностью, эпатажем и необузданным характером, прожила недолгую, но яркую жизнь. Однажды она даже умудрилась перещеголять французскую королеву Евгению, супругу последнего императора Франции, Наполеона III.
Немного из истории
Племянник Наполеона I, Шарль Луи Наполеон Бонапарт, после Французской революции 1948 года путем заговоров пытался захватить власть в стране, однако пришел к ней мирным путем в качестве президента республики. Спустя три года Наполеон III, совершив государственный переворот, упраздняет законодательную власть и устанавливает авторитарный режим, провозгласив себя императором Второй империи.
И так исторически сложилось, что французские монархи во все века уделяли моде особое внимание. Поэтому Франция всегда была законодательницей модных тенденций как по всей Европе, так и в России. А в эпоху Второй империи в моду снова вернулся блеск и роскошь – второе рококо или, так называемая мода императрицы Евгении.
Императорский двор после переворота продолжал жить по придворному этикету, заведенному при Первой империи, с многочисленным составом придворных и императорской гвардией. Наполеон III, подобно своему дяде, стремился ослепить Европу чрезмерной пышностью, блеском и богатством. Затмив соседние державы, Париж в годы его правления становится центром моды.
Сам же император тщательно следил за своей внешностью, со вкусом подбирая гардероб и аксессуары. Именно он ввёл в моду длинные напомаженные усы и испанскую бородку – «эспаньолку».
И что уж тут говорить об Евгении де Монтихо, которая выйдя в 27-летнем возрасте выйдя замуж за Наполеона III, стала считаться иконой стиля. Евгения, испанка по крови, получившая блестящее образование, славилась к тому же ослепительной красотой. А после замужества императрица стала законодательницей моды для всей Европы. Ее личные вкусы стали формировать моду 50 – 60-х годов XIX века.
К тому же в годы правления ее супруга императрица ввела в Европе моду на комфорт, путешествия, духи, большие отели, отдых на побережье. Евгения обожала живопись, и среди многих художников выделяла немецкого портретиста Винтерхальтера, который был приглашен в придворные художники Наполеоном III, и который прославился в истории живописи огромным количеством портретов светских красавиц Европы. К слову, кисти именитого художника принадлежат и два великолепных портрета Варвары Римской-Корсаковой. В наши дни первый хранится в Пензе, второй — в Париже.
История о скандальной русской красавице Варваре Римской-Корсаковой, затмившей саму императрицу Франции
.
А произошла она зимой 1863 года в Тюильри — королевском дворце в центре Парижа, который был преображен мрамором и позолотой. Его роскошь была ослепительной. Император с супругой, стремясь показать всей Европе блеск и былую помпезность французского двора, постоянно устраивали маскарадные балы. Придворные дамы и кавалеры без меры украшали себя драгоценностями, в том числе и поддельными. Одежды шились изысканно шикарные. И всему тому пример подавала сама императрица Евгения де Монтихо, которая не упускала случая щегольнуть перед окружающими, каким-нибудь затейливым туалетом. Возможно, таким образом, императрица пыталась продемонстрировать себя своему мужу, который только и искал момент, дабы исчезнуть незаметно из дворца и повеселиться на славу в обществе парижских актрис.
И вот, во время одного из маскарадов, проводимых во дворце императорской четой, когда присутствующие придирчиво изучали костюмы друг друга, поговаривая о том, кто же превзошел всех остальных в роскоши, богатстве и фантазии, на балу появляется Варвара Римская-Корсакова в костюме жрицы Танит (образ из произведения Гюстава Флобера «Саламбо», которое было тогда в большой моде). Одеянием Варвары была лишь газовая ткань, наброшенная на плечи и подвязанная у талии.
Завидев русскую аристократку в столь откровенном наряде, все гости замерли. А лицо императрицы Евгении, побагровев, пошло красными пятнами. Великолепная фигура, практически обнаженная, предстала перед восхищенной толпой. Все будто завороженные, затаив дыхание, любовались ослепительно прекрасным телом… Но через несколько минут к Римской-Корсаковой буквально подбежали блюстители порядка и предложили ей незамедлительно покинуть дворец. Варвара Дмитриевна демонстративно ушла, всем видом показывая, что никакие драгоценности и богатые одежды не идут в сравнение с ее природной красотой. Скандал получился отменный, он только в разы прибавил популярности нескромной красавице из России. Еще долгое время парижская аристократия обсуждала в подробностях шокирующее появление на балу русской аристократки, вызвавшей гнев французской императрицы.
Русская Венера
Варвара Дмитриевна происходила из малоизвестного дворянского рода Мергасовых, в отличие от семьи ее мужа, Николая Римского-Корсакова, род которого был достаточно известен. Его дед, генерал-адъютант Иван Николаевич Римский-Корсаков был фаворитом Екатерины II, а особую славу этой фамилии принес композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Выйдя замуж в 16-летнем возрасте, Варвара к 21 году стала матерью троих детей, что абсолютно не отразилось на ее великолепной фигуре. Не утратила она при этом и девичьей свежести. От поклонников у юной красавицы отбоя не было, что вызывало у ее мужа, отважного красавца гусара, необузданную ревность, приведшую однажды к дуэли. Вскоре супруги развелись. Единственным способом избежать скандалов для Варвары Дмитриевны стал отъезд за границу. Она поселилась во Франции. Князь Д. Оболенский, который был с ней знаком, писал, что Варвара Дмитриевна «считалась не только петербургскою, но и европейскою красавицей. Блистая на заграничных водах, приморских купаньях, в Биарице и Остенде, а также в Тюильри, в самый разгар безумной роскоши императрицы Евгении и блеска Наполеона III, Варвара делила успехи свои между петербургским великим светом и французским двором, где ее звали Венерой».
Варвара Римская-Корсакова. Автор: Франц Ксавер Винтерхальтер.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, действительно была одной из первых красавиц высшего света, покоривших в середине XIX в. Москву и Санкт-Петербург, а затем и Европу. Она стала прототипом Лиди Корсунской в романе Льва Толстого «Анна Каренина», где автор назвал ее «невозможно обнаженной красавицей». Русская Венера действительно шокировала высший свет своими слишком откровенными нарядами. Говорили, что на курорте в Биаррице русская Венера выглядела так, «как будто только что вышла из ванны». А на балу в Министерстве морского флота она появилась на колеснице в наряде дикарки, на ней были только лоскуты ткани и перья, что позволило всем окружающим оценить «самые совершенные ноги во всей Европе».
Варвара Римская-Корсакова. Неизвестный художник.
Многочисленные поклонники не раз звали красавицу под венец, но она неизменно отвечала отказом. Варвара Римская-Корсакова скоропостижно скончалась в возрасте 45 лет от сердечного приступа. Ее сын продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу. Свою дочь он назвал Варей в честь матери.