Дети в крестьянских семьях очень быстро становились взрослыми, обучаясь самым нехитрым премудростям ведения хозяйства и оказывая посильную помощь в уходе за скотом, в огороде или на поле. Существовала острая необходимость в каждой паре рук, отсюда и раннее вовлечение детей в хозяйственную деятельность семьи. Практически каждый член семьи за исключением недееспособных мальцов или стариков выполнял несколько обязанностей. Так чему же были обучены девочки в крестьянской семье?
Начиная по нашим понятиям со среднего возраста 5-6 лет, каждая из крестьянских девочек была в состоянии присмотреть за грудничком, выполнить нетяжелую работу по уходу за птицей и скотиной или даже прясть пряжу. Чуть повзрослев, они приобретали еще больший круг обязанностей и новый уровень ответственности, а потому «непрях», то есть неумех, не приученных к труду, высмеивали и даже не рассматривали в качестве невест.
Пример — всему голова
Модель поведения старших становилась моделью поведения детей, а потому, если мать трудилась с утренней до вечерней зорьки, то и дочери старались следовать этому правилу. Вовлечение в трудовую деятельность сопровождалось показом того, как и что надо делать, и тот или иной род деятельности осваивался от простейших операций с постепенным повышением уровня сложности. Так, например, на скотном дворе девочкам 5-6 лет сначала поручали кормить цыплят, налить им воды, уберечь от хищных птиц, в старшем возрасте объектом ухода становились крупные животные — козы, овцы, коровы, которых надо было выгонять на пастбище и доить. Поступательность процесса обучения — от простого к сложному — оказывала необходимый эффект и навыки прочно усваивались.
Кухня
В доме главной женской частью служила печь, где хозяйки и их помощницы «колдовали». Помимо приготовления еды, в зону ответственности женщин входил порядок на полках и в печи, поддержание в чистоте посуды и холстин для рук и стола.
Младшее поколение активно принимало участие во всех видах работ, начиная от мытья посуды, уборки со стола, а позже, присмотревшись к технологии приготовления нехитрых крестьянских блюд, девушки могли обеспечить семью обедом или завтраком.
Дом
Девочки-подростки к 10 годам становились полноценными хозяйками, коим вменялась уборка в доме: мытье лавок и столов, подметание, протирание икон, чистка ламп, замена лучин и свечей, вытрушивание половиков, уборка постели и пр. Стирка белья — дело, которым доверяли заниматься по преимуществу в летнее время, поскольку в зимний период эта процедура была весьма тяжела.
Уход за младшими
Присмотреть за грудничками или не умеющими еще ходить мальцами доверяли девочкам в очень юном возрасте, а за детьми, научившимися ходить, присматривали девочки, начиная с 10 лет. Это была одна из основных их обязанностей, пока взрослые находились на работах в поле или саду. Пеленание, кормление из рожка, укачивание — эти операция умела выполнять любая девочка-подросток, и потому зачастую таких по нашему времени совсем юных барышень отдавали в няньки в городские и сельские состоятельные семьи.
Ткачество и прядение
Обработка и выделка натуральных нитей и полотен доверялись девочкам, которые к 10 годам уже умели трепать лен, чесать шерсть, прясть нитки и ткать полотно, поэтому сотворить свой собственный рушник для них не представляло труда, а становясь старше, девушки начинали готовить свое приданое.
Труд в крестьянских семьях был в почете, а потому девочки, как бы им не хотелось, поводить хороводы и пообщаться со сверстниками, сначала выполняли свои домашние обязанности, а затем с разрешения родителей отдыхали.